Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2016 N Ф07-4907/2016 по делу N А56-43927/2015
Требование: Об оспаривании в части решения налогового органа.
Обстоятельства: По мнению налогового органа, общество неправомерно включило в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, суммы НДС, предъявленные контрагентом за выполненные работы по организации поисково-спасательного обеспечения полета Международной космической станции, а также завысило вычеты по НДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные работы относятся к работам в области космической деятельности и подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов, а не 18 процентов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. по делу в„– А56-43927/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А., при участии от публичного акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" Саперова С.А. (доверенность от 22.09.2014 в„– Р-23/336), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 8 по крупнейшим налогоплательщикам Карцевой М.М. (доверенность от 14.12.2015 в„– 05-18/13763), Козлова Д.Г. (доверенность от 31.03.2016 в„– 05-18/03254), рассмотрев 11.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу в„– А56-43927/2015 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Лущаев С.В.),

установил:

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева", место нахождения: 141070, Московская обл., г. Королев, ул. Ленина, д. 4А, ОГРН 1025002032538, ИНН 5018033937 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1.3 и 2.2 мотивировочной части решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в„– 8, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 53, ОГРН 1057811813421, ИНН 7841319260 (далее - Инспекция), от 27.10.2014 в„– 14-09/30Р о доначислении 20 401 976 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), начислении 7 382 391 руб. пеней и 4 080 395 руб. штрафов и требования в„– 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 15.04.2015 в части, касающейся этих пунктов решения. Общество также просило признать незаконными действия Инспекции по вынесению решения от 27.10.2014 в„– 14-09/30Р в части пунктов 1.3 и 2.2 мотивировочной части и требования в„– 8 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 15.04.2015 в этой части.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2015 оспариваемые решения и требования Инспекции признаны недействительными в части доначисления 20 401 976 руб. недоимки по НДС, 7 382 391 руб. пеней и 4 080 395 руб. штрафов по пунктам 1.3 и 2.2 мотивировочной части, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением от 21.03.2016 апелляционный суд отменил решение от 23.11.2015 в части признания недействительными оспариваемых решения и требования Инспекции о доначислении 20 401 976 руб. недоимки по НДС, начислении 7 382 391 руб. пеней и 4 080 395 руб. штрафов по пунктам 1.3 и 2.2 мотивировочной части и отказал Обществу в удовлетворении заявления в этой части; в остальной части решение от 23.11.2015 оставил без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит постановление от 21.03.2016 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что услуги, оказанные федеральным бюджетным учреждением "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасения" (далее - ФБУ "Служба ЕС АКПС"), не являются технологически обусловленными (необходимыми) для выполнения работ по исследованию космического пространства, поэтому они облагаются НДС по ставке 18%.
Общество также полагает, что к спорным правоотношением нельзя применить пункт 16 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Инспекции, возражая против ее удовлетворения, представили документы, подтверждающие смену наименования заявителя на публичное акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева (реквизиты те же).
В отзыве на жалобу Инспекция просила оставить постановление апелляционного суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Обществом налогов и сборов, по результатам которой 24.06.2014 составила акт в„– 14-09/30 и 27.10.2014 вынесла решение в„– 14-09/30Р.
Указанным решением Обществу доначислено 266 604 193 руб. налогов, начислено 42 542 140 руб. пеней и 61 729 774 руб. штрафов.
Решением Федеральной налоговой службы от 10.04.2015 в„– СА-4-9/6175@ решение Инспекции отменено в части пункта 2.3, содержащего вывод о необоснованном включении заявителем в состав налоговых вычетов 213 352 700 руб. НДС, и пункта 3.1, содержащего вывод о несвоевременном перечислении филиалом Общества в г. Байконур сумм налога на доходы физических лиц - нарушение сроков, установленных пунктом 6 статьи 226 НК РФ, соответствующей суммы налогов, пеней и штрафов; в остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Инспекция выставила Обществу требование в„– 8 об уплате налогов, сбора, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 15.04.2015.
Общество, считая решение и требование Инспекции в части эпизодов, изложенных в пунктах 1.3 и 2.2, недействительными, оспорило их в судебном порядке. Заявитель также просил признать незаконными действия Инспекции по вынесению решения и требования в оспариваемых частях.
Суд первой инстанции признал недействительными пункты 1.3. и 2.2 решения и требование в части, касающийся этих пунктов, в удовлетворении заявления в остальной части отказал. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что работы по организации поисково-спасательного обеспечения не относятся к неразрывно связанным с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства, поэтому они облагаются НДС по ставке 18%; в связи с этим суд пришел к выводу о правомерном включении налогоплательщиком в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, сумм НДС, предъявленных заявителю ФБУ "Служба ЕС АКПС", и о применении им налоговых вычетов по НДС.
Апелляционный суд не согласился с позицией суда первой инстанции, посчитал, что выполненные ФБУ "Служба ЕС АКПС" работы относятся к космической деятельности и на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 0%, а не 18%; в связи с этим апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции в части признания недействительными решения и требования Инспекции в части доначисления 20 401 976 руб. недоимки по НДС, начисления 7 382 391 руб. пеней и 4 080 395 руб. штрафов по пунктам 1.3 и 2.2 решения и отказала Обществу в удовлетворении заявления в этой части; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В пункте 1 статьи 170 НК РФ указано, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями главы 21 этого Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ установлено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Порядок применения налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171, 172 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
Положения настоящего подпункта распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, а также на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры военного и двойного назначения, на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 в„– 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон в„– 5663-1) под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
В пункте 3 статьи 164 НК РФ указано, что налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 данной статьи.
Как следует из материалов дела, между Обществом (исполнителем) и Федеральным космическим агентством заключены государственные контракты от 17.11.2007 в„– 351-8626/07 и от 25.12.2009 в„– 351-8629/09 на выполнение опытно-конструкторских работ по теме "Создание, развертывание и эксплуатация российского сегмента Международной космической станции в части изготовления пилотируемых и транспортных грузовых космических кораблей, подготовки и проведения пусков".
В свою очередь Общество в качестве заказчика заключило с ФБУ "Служба ЕС АКПС" как с соисполнителем договоры от 17.12.2009 в„– 1-10, от 30.12.2010 в„– 1-11, от 17.01.2012 в„– 1-12, по которым последнее обязалось оказать услуги по организации поисково-спасательного обеспечения полета Международной космической станции с транспортными пилотируемыми кораблями "Союз ТМА".
В рамках исполнения указанных договоров контрагент заявителя ФБУ "Служба ЕС АКПС" выставило Обществу за выполненные работы счета-фактуры на 21 022 853 руб. за 2011 год и 22 084 244 руб. за 2012 год, применив к этим операциям ставку по НДС - 18%.
В ходе налоговой проверки Инспекция пришла к выводу, что предъявленные контрагентом счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ, поскольку налогоплательщиком неправомерно применена ставка 18%. По мнению налогового органа, Общество необоснованно включило в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы НДС, предъявленные Обществу контрагентом за оказанные услуги (работы), а также завысило налоговые вычеты по НДС.
Данный вывод, признанный апелляционным судом правомерным, был основан на том, что из прямого содержания актов сдачи-приемки, технических заданий и технических актов следует, что ФБУ "Служба ЕС АКПС" фактически выполнило отдельные этапы работ государственных контрактов. В свою очередь Общество без изменения характера, вида и объема работ, без дополнительной доработки реализовало в адрес Федерального космического агентства (Роскосмос) работы (услуги), выполненные в полном объеме ФБУ "Служба ЕС АКПС".
Таким образом, апелляционный суд посчитал, что ФБУ "Служба ЕС АКПС" фактически являлось соисполнителем работ по государственным контрактам.
В целях налогообложения выполненных работ (услуг), исходя из условий государственных контрактов, Общество считало, что услуги (работы) по этапам в„– 6, 12, 14, 19, 45 (обеспечение готовности поисково-спасательных сил и средств в течение полета Международной космической станции с ТПК "Союз ТМА"), в„– 36, 42, 48, 54, 180 (выполнение регламентных работ на авиационной и наземной поисково-спасательной технике с целью обеспечения достаточного ресурса для проведения поисково-спасательных работ) являются опытно-конструкторскими работами и не облагаются НДС в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ; по этапам в„– 24, 30 (обеспечение посадки и послеполетное обслуживание спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА") являются работами (услугами) в области космической деятельности, которые в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ облагаются по ставке 0%.
Учтя изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что выполненные ФБУ "Служба ЕС АКПС" (соисполнителем) работы относятся к работам (услугам) в области космической деятельности и подлежат обложению НДС по ставке 0%, а не 18% или не облагаются НДС на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Данный вывод апелляционного суда кассационная инстанция признает обоснованным.
Как указал апелляционный суд, приказом от 06.08.2007 Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация) в„– 73, Министра обороны Российской Федерации в„– 311, Федерального космического агентства (Роскосмос) в„– 76 утверждено Положение по организации поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения поисково-спасательное обеспечение полетов космических объектов (далее - ПСО КО) является видом обеспечения полетов космических объектов, направленным на обеспечение безопасности космонавтов, своевременное обнаружение и техническое обслуживание спускаемого аппарата, эвакуацию космонавтов, специальных материалов и аппаратуры.
В данном Положении закреплено, что организацию поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, а также контроль ПСО КО осуществляет руководитель Росаэронавигации, в том числе через ФБУ "Служба ЕС АКПС", которое оказывает услуги по организации поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, обеспечивает организацию ПСО КО (проводит подготовительные мероприятия, представляет заключение о готовности всех сил и средств) как на стадии подготовки и запуска пилотируемого космического корабля, так и на стадии его посадки (пункты 9, 13, 14, 22, 42, 43, 44 Положения).
В рассматриваемом случае по договорам от 17.12.2009 в„– 1-10, от 30.12.2010 в„– 1-11, от 17.01.2012 в„– 1-12 ФБУ "Служба ЕС АКПС" является единственным исполнителем работ (услуг). У ФБУ "Служба ЕС АКПС" имеется лицензия на космическую деятельность в„– 979К, оно с 2006 года осуществляет организацию поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов.
Установив названные обстоятельства, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что в рамках исполнения договоров с Обществом ФБУ "Служба ЕС АКПС" фактически выполнены подготовительные, вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) в области космической деятельности, которые в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ облагаются НДС по ставке 0%.
Ссылку подателя жалобы на письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов от 17.07.2008 в„– 03-07-08/177 и разъяснения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.08.2008 в„– 19-11/081379 апелляционный суд отклонил, поскольку данные документы не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Поскольку из представленных в дело доказательств следует, что ФБУ "Служба ЕС АКПС" фактически являлось соисполнителем работ по указанным государственным контрактам, то выполненные данной организацией работы также подлежат обложению НДС по ставке 0%.
Кроме того, согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ все исполнители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая соисполнителей, освобождаются от налогообложения НДС, в связи с чем данные положения подлежали применению при реализации работ в адрес Общества в рамках договоров с ФБУ "Служба ЕС АКПС".Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.05.2007 в„– 371-О-П указал, что налоговая ставка, в том числе и нулевая ставка по НДС, является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. В определении от 05.03.2009 в„– 468-О-О со ссылкой на названное выше определение указано, что "невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно ее пункту 2, не может являться основанием для отказа в принятии суммы налога к вычету. Однако, если продавцом вместо ставки 0 процентов в счете-фактуре указана ставка 18 процентов (либо указана сумма налога, рассчитанная по ставке 18 процентов), это свидетельствует не о формальном характере допущенных нарушений, а о нарушении предусмотренного законом порядка обложения налогом на добавленную стоимость".
Счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ и не могут являться основанием для предъявления налога к вычету.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает обоснованным вывод апелляционного суда о том, что Общество неправомерно включило в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы НДС, предъявленные ФБУ "Служба ЕС АКПС" за оказанные услуги, и завысило налоговые вычеты по НДС.
Апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов апелляционного суда, а лишь выражают несогласие с ним, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило по платежному поручению от 17.05.2016 в„– 4848 3000 руб. государственной пошлины вместо 1500 руб.
Излишне уплаченная сумма (1500 руб.) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу в„– А56-43927/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева", место нахождения: 141070, Московская обл., г. Королев, ул. Ленина, д. 4А, ОГРН 1025002032538, ИНН 5018033937, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 17.05.2016 в„– 4848.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Н.А.МОРОЗОВА


------------------------------------------------------------------