Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2016 N Ф07-4486/2016 по делу N А56-73219/2012
Обстоятельства: Определением в порядке процессуального правопреемства произведена замена должника по делу на его правопреемника - администрацию муниципального района, поскольку администрация городского поселения ликвидирована, а исполнение полномочий его исполнительно-распорядительного органа возложено на администрацию муниципального района.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. по делу в„– А56-73219/2012

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А., при участии от Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Комиссарова Р.Ю. (доверенность от 19.02.2016 в„– 02-379/16-о), рассмотрев 11.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2015 (судья Михайлов П.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу в„– А56-73219/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоСервис", место нахождения: 187556, Ленинградская обл., г. Тихвин, Индустриальный пр-д, д. 2, ОГРН 1034701851821, ИНН 4715013573 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, Социалистическая ул., д. 9, ОГРН 1054701513140, ИНН 4715016158 (далее - Администрация Бокситогорского городского поселения), о взыскании 22 599 914 руб. задолженности по оплате работ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013, решение суда первой инстанции от 06.02.2013 отменено, утверждено мировое соглашение, заключенное 28.05.2013 между Обществом и Администрацией Бокситогорского городского поселения.
От конкурсного управляющего Общества 09.09.2015 в суд первой инстанции поступило заявление о процессуальном правопреемстве ответчика с Администрации Бокситогорского городского поселения на его правопреемника Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, Социалистическая ул., д. 9, ОГРН 1024700507523, ИНН 4701001377 (далее - Администрацию Бокситогорского муниципального района).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016, заявление Общества удовлетворено. Суд заменил должника по настоящему делу - Администрацию Бокситогорского городского поселения на его правопреемника Администрацию Бокситогорского муниципального района.
В кассационной жалобе Администрация Бокситогорского муниципального района, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, в котором в заявленных требованиях о процессуальном правопреемстве отказать.
Податель жалобы выражает несогласие с выводом судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для произведения процессуального правопреемства и ссылаясь на положения пункта 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает, что муниципальное образование Бокситогорский муниципальный район ответственности по обязательствам муниципального образования Бокситогорского городского поселения не несет.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации Бокситогорского муниципального района поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 12.12.2014 Администрация Бокситогорского городского поселения была ликвидирована, что подтверждается записью ГРН 2144715013243 в Едином государственном реестре юридических лиц.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, Общество обратилось в суд с заявлением о замене ответчика на правопреемника.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, признав его обоснованным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция приходит к следующему.
Частью 1 статьи 48 АПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При этом следует учесть, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Из содержания пункта 1 статьи 124 ГК РФ следует, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В пункте 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 37 Закона в„– 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В силу части 7 статьи 34 Закона в„– 131-ФЗ изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Закона в„– 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов верно принято во внимание следующее.
Из содержания пункта 1 статьи 68 Устава муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области следует, что Бокситогорское городское поселение является правопреемником муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области в соответствии с передаточным (разделительным) актом.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 21 Устава муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (в редакции решения совета депутатов от 13.04.2011 в„– 137) предусмотрено, что Администрация Бокситогорского городского поселения не образуется. Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа городского поселения возлагается на Администрацию Бокситогорского муниципального района.
Из положений статьи 65 Устава муниципального образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области также следует, что Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области является правопреемником по всем правам и обязанностям муниципального образования "Бокситогорский район" Ленинградской области в соответствии с передаточным (разделительным) актом.
Пунктом 1 статьи 36 Устава муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области на Администрацию Бокситогорского муниципального района возлагается исполнение полномочий Администрации Бокситогорского городского поселения (в редакции решения совета депутатов от 18.05.2011 в„– 164).
Согласно положениям части 3.2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (часть 2 статьи 18 Закона в„– 131-ФЗ), расходы которых осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Закона в„– 131-ФЗ).
Упразднение администрации муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области как одного из уполномоченных органов не свидетельствует о прекращении обязательства муниципального образования, приобретенного через данный компетентный орган местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального конституционного Закона от 28.04.1995 в„– 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.
Следовательно, вступившие в законную силу судебные акты по настоящему делу подлежат исполнению за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Бокситогорский муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 в случае, когда ответчиком по делу выступает именно публично-правовое образование, орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств, выступает по такому делу в качестве представителя ответчика.
Поскольку ответчиком в рассматриваемом деле является публично-правовое образование, за счет казны которого должен быть исполнен судебный акт по настоящему делу, и ликвидировано не муниципальное образование, а исполнительно-распорядительный орган этого муниципального образования, то та или иная администрация выступает лишь в качестве представителя ответчика по делу.
При этом, суд кассационной инстанции считает, что в данном рассматриваемом случае, применительно к статье 48 АПК РФ, в целях соблюдения прав Общества на устранение препятствий в исполнении судебного акта необходимо производить замену органа, представляющего ответчика.
Таким образом, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что заявление о процессуальном правопреемстве в связи с ликвидацией Администрации Бокситогорского городского поселения, надлежит удовлетворить, поскольку исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа городского поселения Бокситогорского муниципального района возложено на Администрацию Бокситогорского муниципального района.
В силу изложенного Администрация Бокситогорского городского поселения правомерно заменена на Администрацию Бокситогорского муниципального района.
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами первой и апелляционной инстанций правовой оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых судебных актов.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех представленных в материалы дела доказательств, произведенном в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А56-73219/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Н.А.МОРОЗОВА


------------------------------------------------------------------