Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2016 N Ф07-4510/2016 по делу N А56-62271/2015
Требование: О взыскании ущерба, причиненного транспортным средством автомобильной дороге общего пользования регионального значения.
Обстоятельства: В ходе весового контроля выявлено превышение принадлежащим обществу транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось при перевозке тяжеловесных грузов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку необращение общества за получением специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза не может освобождать от платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. по делу в„– А56-62271/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Коробова К.Ю. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛПМ-Брокер" Дадали Э.В. (доверенность от 02.02.2015), рассмотрев 11.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу казенного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2015 (судья Дудина О.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу в„– А56-62271/2015,

установил:

Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики", место нахождения: 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Базисная, д. 17, ОГРН 1051801769360, ИНН 1833035803 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛПМ-Брокер", место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, ул. Боровая, д. 32/19, ОГРН 1037811062255, ИНН 7805218115 (далее - Общество), о взыскании 180 769 руб. ущерба, причиненного автомобильной дороге, принадлежащей Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 решение от 22.12.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права и не основаны на фактических обстоятельствах дела. При этом истец указывает, что маршрут транспортного средства ответчика пролегал по дорогам регионального и межмуниципального значения Удмуртской Республики, участок дороги М-7 проходящий по территории Удмуртской Республики, в расчет размера ущерба не входит.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Представитель Общества просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Законность решения от 22.12.2015 и постановления от 11.04.2016 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.04.2013 в 15 час. 23 мин. на пункте весового контроля Учреждения, расположенного на автомобильной дороге Воткинск - Чайковский 33 км, выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством - тягач Скания G380, государственный регистрационный номер В221СВ/98, с полуприцепом Шмитц SK 024, государственный регистрационный номер АУ354978. Это транспортное средство принадлежит Обществу и управлялось водителем Васильевым А.И. Согласно акту от 19.04.2013 в„– 180 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось при допустимой массе 40 тонн транспортное средство имело фактическую массу 41,25 тонн (с учетом погрешности 41,05 тонн), осевые нагрузки: на первую ось - 7,39 тонн (с учетом погрешности 7,35 тонн) при допустимой нагрузке 7,00 тонн; на вторую ось -11.26 тонн (с учетом погрешности 11,22 тонн) при допустимой нагрузке 7,00 тонн; на третью ось - 7,30 тонн (с учетом погрешности 7,26) при допустимой нагрузке 5,00 тонн, на четвертую ось - 7,09 тонн (с учетом погрешности 7,05 тонн) при допустимой нагрузке 5,00 тонн, на пятую ось - 8,21 тонн (с учетом погрешности 8,17 тонн) при допустимой нагрузке 5,00 тонн. На момент осуществления перевозки у Общества отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Учреждением на основании Постановления Правительства Удмуртской республики от 26.04.2010 в„– 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения" (далее - Постановление в„– 137), отсылающего при расчете вреда к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934, составлен расчет причиненного вреда в размере 180 769 руб.
На основании статьи 1064, пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 9 статьи 31, пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ) Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, поскольку признал отсутствие у Учреждения полномочий по начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда автомобильной дороге, так как часть маршрута проходит по автомобильной дороге федерального значения. Свой вывод суд мотивировал тем, что в таком случае разрешение на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводом суда.
Между тем судами неправильно применен закон.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 указанной статьи).
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ в редакции, действовавшей на дату составления акта, движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.
Согласно пункту 3 названной статьи для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется:
1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;
2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
В части 6 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ перечислены органы, выдающие такие разрешения, и условия разграничения компетенции таких органов.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона в„– 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 9 Закона в„– 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам.
В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства от 16.11.2009 в„– 934, в редакции на дату составления акта (далее - Правила в„– 934), размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается по определенной формуле применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства. Также Правила в„– 934 предусматривают, что внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Таким образом, закон предписывает, что при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильной дороге ее собственнику должен возмещаться ущерб.
Вместе с тем необращение за специальным разрешением на движение транспортного средства не может освобождать от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Суды безосновательно исходили из того, что плата может определяться только при выдаче специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а ущерб автомобильной дороге может взыскивать только тот орган, который правомочен выдавать разрешение на перевозку тяжеловесного груза.
Как установили суды, поскольку маршрут проходил в том числе по дороге федерального значения, Учреждение не полномочно выдавать разрешение на перевозку крупногабаритного груза.
Между тем отсутствие у него таких полномочий не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
В данном случае Учреждение взыскивает вред, причиненный автомобильной дороге регионального значения, который рассчитан исходя из протяженности такой дороги в соответствии с Постановлением в„– 137 и Правилами в„– 934.
Вред, причиненный автомобильной дороге федерального значения, Учреждение не взыскивает.
Действительно, Правила в„– 934 предусматривают, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортным средством, возмещается путем внесения платы при оформлении специального разрешения на движение транспортного средства.
В то же время необращение Общества за получением разрешения на перевозку тяжеловесного груза, при выдаче которого была бы начислена плата в возмещение вреда, причиненного автомобильным дорогам, не может освобождать Общество от возмещения вреда. Иной подход основан на обходе закона, обязывающего владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесный груз, компенсировать причиненный автомобильным дорогам ущерб.
В соответствии с Уставом Учреждение осуществляет деятельность по расчету, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики.
При таком положении принятые по делу судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцу за счет ответчика компенсируется государственная пошлина по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А56-62271/2015 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛПМ-Брокер", место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, ул. Боровая, д. 32/19, ОГРН 1037811062255, ИНН 7805218115, в пользу казенного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики", место нахождения: 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Базисная, д. 17, ОГРН 1051801769360, ИНН 1833035803, ущерб, причиненный автомобильной дороге Удмуртской Республики в размере 180 769 руб. и 10 815 руб. в возмещение государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.

Председательствующий
Т.В.ШПАЧЕВА

Судьи
К.Ю.КОРОБОВ
Н.Н.МАЛЫШЕВА


------------------------------------------------------------------