Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.07.2016 N Ф07-5301/2016 по делу N А13-9631/2014
Требование: О взыскании задолженности по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования .
Обстоятельства: Истец плату за время нахождения на путях общего пользования не принадлежащих истцу вагонов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтвержден факт занятости путей общего пользования в результате невыполнения ответчиком технологического срока оборота вагонов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу в„– А13-9631/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Чащиной О.А. (доверенность от 13.08.2015), от акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Пушкина Н.А. (доверенность от 15.04.2015), рассмотрев 28.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ФосАгро-Череповец" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.12.2015 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу в„– А13-9631/2014,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному, впоследствии переименованному в акционерное, обществу "ФосАгро-Череповец", место нахождения: 162622, Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 75, ОГРН 1123528007173, ИНН 3528191736 (далее - Общество), о взыскании 1 779 724 руб. 38 коп. платы за пользование железнодорожными путями общего пользования, начисленной согласно пункту 2.1.10 договора от 03.07.2012 в„– ОД22-1196/12 на организацию расчетов (далее - Договор).
Решением суда первой инстанции от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2016, иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с указанными решением и постановлением, Общество обратилось в кассационный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неполное исследование представленных доказательств и их неверную оценку, неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, Дорога не представила памятки приемосдатчика, являющиеся доказательством фактической передачи Обществу вагонов под выгрузку, нарушила условия Договора - несвоевременно (ранее согласованных сроков) доставила грузы, что привело к избыточному подводу вагонов на станцию назначения и увеличению нагрузки Общества по обработке вагонов, а также правила формирования подаваемых составов - увеличила количество вагонов в них; плата за услуги по использованию инфраструктуры российских железных дорог предусмотрена Прейскурантом в„– 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 в„– 47-т/5, ее взыскание означает повторную оплату услуги и неосновательное обогащение Дороги; суды не применили подлежащие применению положения статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), необоснованно применили положения статьи 401 ГК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Дороги возражал против ее удовлетворения по изложенным в отзыве основаниям.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, Дорога и Общество (клиент) 03.07.2012 заключили Договор, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и уплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся Дороге платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, иных услуг/работ, выполненных Дорогой при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе информационных и прочих услуг/работ, при наличии между Дорогой и клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ.
Дорога (перевозчик) оказывала Обществу (владельцу) услуги на основании договора от 13.07.2012 в„– 4-109, предметом которого являлась эксплуатация на станции Кошта Северной железной дороги принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой 2А съезда 2А/4А (участок 52) и стрелкой 6А съезда 6А/8А (участок 51) V главного пути станции Кошта. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляла 75 136,41 м.
В соответствии с параграфом 4 договора в„– 4-109 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных путей: в„– 12, 13, 14, 35, 36, 37, 38 сортировочно-отправочного парка, в„– 9, 10, 11, 12, 13, 14, 4, 15, 16 парка приема, в„– 3, 5, 7, 6, 8 приемо-отправочного парка станции Кошта; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 2.1.10 Договора в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2013 в„– 1 в случаях: задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины); нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), - клиент в соответствии со статьей 1105 ГК РФ уплачивает Дороге за пользование железнодорожными путями общего пользования (нахождение на них подвижного состава) платежи по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным протоколом заседания правления Дороги от 27.12.2012 в„– 48.
Плата взимается за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении 3 к Договору. Этим же приложением установлены расчетные размеры ставки договорного сбора за пользование железнодорожными путями общего пользования при нахождении на них подвижного состава по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно пункту 3.1 Договора клиент перечисляет на расчетный счет Дороги в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для уплаты причитающихся последней платежей.
По причине занятости путей необщего пользования и отсутствия локомотива вагоны Общества в октябре - ноябре 2013 года находились на путях общего пользования в ожидании их подачи на пути необщего пользования, в связи с чем Дорога по ставкам, указанным в приложении 3 к Договору, начислила Обществу 1 779 724 руб. 38 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Отказ Общества уплатить названную плату послужил основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования Дороги обоснованными по праву и размеру, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 в„– 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В рассматриваемом случае пунктом 2.1.10 Договора предусмотрено внесение клиентом Дороге платы, определен механизм ее расчета.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 26 (далее - Правила в„– 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил в„– 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
Акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, где указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути (пункт 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 45).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела акты общей формы, составленные в соответствии с требованиями законодательства (указанием номеров вагонов, причин и времени их задержки, лица, виновного в такой задержке), приняв во внимание соблюдение Дорогой предусмотренной Правилами в„– 26 процедуры, суды пришли к верному выводу о правомерности начисления платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта.
В обоснование возражений по существу спора Общество сослалось на недоказанность периода простоя и его (Общества) вины в нарушении сроков приема вагонов.
Рассмотрев указанные доводы, суды правомерно отклонили их на основании следующего.
Согласно статье 34 Устава железнодорожного транспорта перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Параграфом 5 договора в„– 4-109 предусмотрено, что подача вагонов на путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению. О времени подачи перевозчик уведомляет владельца не позднее чем за два часа до нее. Уведомления передаются круглосуточно по телефону с записью в книгу уведомлений.
Суды приняли представленные Дорогой выкопировки из книги уведомлений времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку (форма ГУ-2) в качестве доказательства, подтверждающего уведомление Общества о подаче вагонов.
Оформление представленной в материалы дела книги уведомлений о соответствует требованиям Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках Дороги, утвержденной распоряжением Дороги от 01.03.2007 в„– 333р. Согласно данной инструкции книга уведомлений (форма ГУ-2) ведется только при отсутствии на станции автоматизированных рабочих мест.
Доказательств, опровергающих сведения книги уведомлений, Общество не представило, подписывая акты общей формы, о неверном указании Дорогой времени простоя не заявляло.
Принятие Обществом большего, чем предусмотрено Договором, количества вагонов, поступающих на железнодорожный путь необщего пользования и отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования, является риском самого Общества и не освобождает его от обязанности вносить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Ссылка подателя жалобы на включение платы за использование путей общего пользования в железнодорожный тариф безосновательна.
Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, являющиеся обязательными и едиными для всех пользователей услугами Дороги, установлены Прейскурантом в„– 10-01.
В соответствии со статьей 30 Устава железнодорожного транспорта и пунктом 1.6 Прейскуранта в„– 10-01 плата за перевозку грузов (тариф) включает:
плату за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов;
плату за пользование инфраструктурой Дороги при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов, вагонов и отдельных собственных (арендованных) локомотивов;
другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Дорогой, обозначенные в Тарифном руководстве.
Пункт 1.16 Прейскуранта в„– 10-01 содержит исчерпывающий перечень включенных в тарифы работ и услуг. Услуги, связанные с временным простоем принятых к перевозке вагонов грузополучателя в пути следования в тарифы не включены.
Утверждение Общества о доставке Дорогой грузов ранее согласованных сроков, что привело к избыточному подводу вагонов на станцию назначения и увеличению нагрузки Общества по обработке вагонов, безосновательно.
Обязанность грузополучателя принять груз до истечения срока доставки предусмотрена пунктом 39.1 приказа Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 в„– 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", согласно которому в случае прибытия собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения в пределах срока доставки после получения уведомления перевозчика о прибытии собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения получатель обязан принять эти вагоны до истечения срока доставки, указанного в накладной.
В данном случае вагоны не были оставлены Дорогой в пути следования вследствие занятости путей Обществом, а прибыли на станцию назначения и находились там именно в порядке, установленном названными Правилами.
Исследовав и оценив в соответствии с нормами материального и процессуального права доводы ответчика, представленные в дело доказательства, суды обоснованно удовлетворили иск. Расчет, произведенный Дорогой в соответствии с условиями Договора, Обществом не оспорен, признан судами правильным.
Приведенным в кассационной жалобе доводам, бывшим предметом рассмотрения судов двух инстанций, дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может служить обоснованием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм права, влекущих за собой обязательную отмену судебных актов, судами не допущено.
Материалы дела суды исследовали полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дали надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу в„– А13-9631/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ФосАгро-Череповец" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
Н.Н.МАЛЫШЕВА


------------------------------------------------------------------