Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2016 N Ф07-2723/2016 по делу N А05-9375/2015
Требование: Об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что общество при расчете размера платы за отопление допустило обсчет потребителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению должно было учитывать общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома на основе данных, содержащихся в техническом паспорте на дом; не доказано, что этот паспорт на момент проверки являлся недействующим и содержал ошибочную информацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. по делу в„– А05-9375/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., при участии (до отложения рассмотрение кассационной жалобы) от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания в„– 2" Забелиной В.В. (доверенность от 25.01.2016 в„– 0001юр/58-16), рассмотрев 27.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания в„– 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2015 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (судьи Ралько О.Б., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу в„– А05-9375/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье", место нахождения: 163035, г. Архангельск, Парковая ул., д. 2, ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290 (далее - ООО "УК "Левобережье", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), от 22.04.2015 в„– ОК-03/07-06/74 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания в„– 2", место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - ОАО "ТГК-2").
Решением от 22.10.2015 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 24.02.2016 апелляционный суд оставил решение от 22.10.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК-2", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УК "Левобережье" просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2016 на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 13 час. 50 мин. на 27.06.2016.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2016 в соответствии с частями 2 и 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Александровой Е.Н., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы ОАО "ТГК-2", на судью Кудина А.Г. в связи с нахождением судьи Александровой Е.Н. в отпуске.
В связи с этим в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель ОАО "ТГК-2" (до отложения рассмотрение кассационной жалобы) поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по факту обращения жильца квартиры в„– 40 дома в„– 43 по Магистральной ул. в городе Архангельске с жалобой на нарушения требований законодательства при определении размера платы за отопление за период с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года, сотрудниками Инспекции на основании распоряжения руководителя Инспекции от 16.02.2015 в„– ОК-03/01-15/486 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом жилищного законодательства в сфере правильности начисления и определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), о чем составлен акт от 19.03.2015 в„– ОК-03/07-01/169.
В ходе проведения проверки Инспекция установила, что дом в„– 43 по Магистральной ул. в городе Архангельске оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. Согласно данным технического паспорта на здание общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 4167,4 кв. м (2725,6 кв. м - жилые, 1441,8 кв. м - нежилые).
Инспекция, используя в расчетах указанную общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома равную 4167,4 кв. м, пришла к выводу о том, что Общество допустило обсчет потребителя.
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 22.04.2015 в„– ОК-03/07-06/74, в котором потребовала в срок до 30.06.2015 произвести потребителю, проживающему в квартире в„– 40 дома в„– 43 по Магистральной ул. в городе Архангельске, перерасчет платы за отопление в период с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года в размере 12 288 руб. 35 коп.
ООО "УК "Левобережье" оспорило данное предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ (действовавшей в период спорных правоотношений) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил в„– 354 (в редакции, действовавшей до 01.06.2013) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно абзацу второму пункта 40 Правил в„– 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344) потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В силу статьи 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, в частности включает в себя: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с абзацем третьим пункта 42 Правил в„– 354 (в редакции, действовавшей до 01.06.2013) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения в„– 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно абзацу второму пункта 42(1) Правил в„– 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения в„– 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3 приложения 2 Правил в„– 354 (в редакции, действовавшей до 01.06.2013) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил определяется по формуле 3:

Pi = Vд x (Si / Sд) x Тт,

где:
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
Sд - общая площадь всех помещений многоквартирного дома, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 приложения 2 Правил в„– 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:

Pi = Vд x (Si / Sоб) x Тт,

где:
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 в„– 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами в„– 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Как следует из технического паспорта на жилой дом в„– 43 по Магистральной ул., составленного по состоянию на 05.02.1999, в спорный период и на момент проведения проверки общая площадь дома составила 4167,4 кв. м, жилая площадь - 2725,6 кв. м, площадь нежилых помещений - 1441,8 кв. м (том 2, листы дела 45 - 52). Общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 4167,4 кв. м.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая данные указанного технического паспорта, правомерно исходили из того, что Общество при расчете размера платы за отопление за период с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года должно было учитывать общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома равной 4167,4 кв. м.
При этом до 01.06.2013 в силу пункта 3 приложения 2 Правил в„– 354 расчет размера платы за отопление должен был производиться с учетом общей площади всех помещений многоквартирного дома, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Из указанного паспорта, составленного по состоянию на 05.02.1999, следует, что общая площадь дома также составила 4167,4 кв. м.
Таким образом, Инспекция при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном доме как до 01.06.2013, так и после указанной даты обоснованно посчитала, что спорная общая площадь равна 4167,4 кв. м.
В связи с этим Инспекция правильно рассчитала размер платы за отопление за период с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года и вынесла оспариваемое предписание.
Податель жалобы считает, что Инспекция неправомерно включила в формулу расчета платы за отопление в период с 01.06.2013 площадь общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно, подвала, которая, по мнению ОАО "ТГК-2", согласно экспликация к поэтажному плану строения технического паспорта по состоянию на 1999 год составляет 622,9 кв. м.
Между тем, как указано в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 в„– 29433-ВК/19, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В техническом паспорте на жилой дом в„– 43 по Магистральной ул., составленном по состоянию на 05.02.1999, не указана площадь подвала.
Экспликация к поэтажному плану строения технического паспорта по состоянию на 1999 год, согласно которой, по утверждению подателя жалобы, площадь помещений, расположенных в подвале составляет 622,9 кв. м, отсутствует в материалах дела.
В представленном суду техническом паспорте дома по состоянию на 08.09.2015 и экспликации к поэтажному плану здания содержится информация о площади подвального помещения, которая составляет 644 кв. м.
Однако технический паспорт на жилой дом в„– 43 по Магистральной ул., составленный по состоянию на 08.09.2015, изготовлен уже после принятия оспариваемого предписания и в ходе проверки не был представлен Инспекции. Кроме того, этот документ составлен за рамками проверенного периода (2012-2014 годы). Таким образом, указанный технический паспорт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства при проверке законности оспариваемого предписания.
ОАО "ТГК-2" считает, что письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 в„– 29433-ВК/19 не подлежит применению, поскольку оно противоречит статье 157 ЖК РФ и статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не учитывает фактическое потребление гражданами тепловой энергии, которое можно установить по совокупности данных по площади жилых и нежилых помещений, определенных на основании свидетельств о правах на недвижимое имущество либо технических паспортов по каждому помещению.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи с тем, что Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило данные разъяснения в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей в спорный период). Данные разъяснения являются действующими и подлежат применению.
Податель жалобы отмечает, что технический паспорт на жилой дом в„– 43 по Магистральной ул. составлен по состоянию на 05.02.1999 и не соответствует действующему жилищному законодательству.
Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что этот паспорт являлся на момент проверки недействующим и содержал ошибочную информацию.
Общество и ОАО "ТГК-2" ни в период проверки, ни до принятия оспариваемого предписания не представили Инспекции надлежащих доказательств, опровергающих указанные в данном паспорте сведения.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в признании недействительным предписания Инспекции от 22.04.2015 в„– ОК-03/07-06/74.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– А05-9375/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания в„– 2" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------