Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2016 N Ф07-5147/2016 по делу N А56-51567/2015
Требование: О признании недействительными решений управления ПФ РФ о привлечении общества к ответственности в виде штрафа за неуплату страховых взносов и пеней по дополнительному тарифу.
Обстоятельства: Общество согласно разъяснениям управления прекратило начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых неполный рабочий день.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество после последующих разъяснений управления произвело перерасчет страховых взносов, уплатило их и подало соответствующие расчеты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. по делу в„– А56-51567/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В., при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Выборгском районе Ленинградской области Григорьевой Ю.А. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев 29.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Выборгском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Лущаев С.В.) по делу в„– А56-51567/2015,

установил:

Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область", место нахождения: 188507, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Новоселье, Здание административного корпуса нежилое, лит. А1, ОГРН 1024702184715, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (далее - Управление) от 22.04.2015 в„– 05700415РК0014616, в„– 05700415РК0014619, в„– 05700415РК001453 (далее - Решения) в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), в виде штрафов за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу и пеней в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к ответственности в связи с представлением уточненных расчетов после наступления срока уплаты страховых взносов.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на основе корректирующего РСВ-1 за 2014 год, о чем составлены акты камеральной проверки от 26.03.2015 в„– 05700430012441, 05700430012453, 05700430012494.
По результатам проверки Управлением приняты оспариваемые решения.
Решением от 22.04.2015 в„– 05700415РК0014616 Общество привлечено к ответственности по указанной статье Закона в„– 212-ФЗ в связи с подачей уточненного расчета РВС-1 за полугодие 2014 года.
Решением от 22.04.2015 в„– 05700415РК0014619 Общество привлечено к ответственности по указанной статье Закона в„– 212-ФЗ в связи с подачей уточненного расчета РВС-1 за 9 месяцев 2014 года.
Решением от 22.04.2015 в„– 05700415РК001453 Общество привлечено к ответственности по указанной статье Закона в„– 212-ФЗ в связи с подачей уточненного расчета РВС-1 за 1 квартал 2014 года.
Не согласившись с решениями Управления в указанной выше части, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
В силу части 2 статьи 28 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 9 статьи 15 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Такой расчет представляется по форме РСВ-1 ПФР.
Согласно части 1 статьи 17 Закона в„– 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Из пункта 1 части 4 статьи 17 Закона в„– 212-ФЗ следует, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Управление уточненные формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 год с начисленными страховыми взносами по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Согласно статье 40 Закона в„– 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Частью 9 статьи 39 Закона в„– 212-ФЗ предусмотрено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, Законом в„– 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Из Решений Управления следует, что по результатам камеральной проверки выявлены недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако не указаны ни суммы страховых взносов по первоначальному и уточненному расчету, ни сумма страховых взносов, из которой исчислен штраф, ни обстоятельства, связанные с установлением недоимки и ее размером.
В кассационной жалобе ее податель указывает, что Обществу следовало руководствоваться разъяснениями Минтруда России, а информационное письмо отделения Фонда не является письменным разъяснением, выполнение которого освобождает плательщика от ответственности и начисления пеней.
Данный довод рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен.
С 01.01.2013 в соответствии со статьей 58.3 Закона в„– 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Закона в„– 212-ФЗ в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.
С 01.07.2012 полномочия по разъяснению вопросов, касающихся порядка начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, переданы Минтруду России (Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 в„– 731).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 29 Закона в„– 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения. Таким образом, органы Пенсионного фонда вправе давать плательщику страховых взносов разъяснения относительно порядка исчисления и уплаты страховых взносов по обращению плательщика.
Согласно ответу Управления Пенсионного фонда по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 17.06.2013 в„– 19-02-376 страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются на выплаты в пользу работников, работающих не полный рабочий день.
Руководствуясь указанными разъяснениями, Общество прекратило начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых не полный рабочий день.
Затем, в адрес Общества 09.09.2014 поступило письмо из Отделения Пенсионного фонда от 20.08.2014 в„– 19-02-539/9789, в котором даны иные разъяснения по вопросам применения дополнительных тарифов страховых взносов, а именно: в случае частичной занятости работников на указанных видах работ исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется пропорционально количеству фактически отработанного времени на соответствующих видах работ.
После получения указанного письма Общество произвело расчет страховых взносов по дополнительному тарифу, оплатило страховые взносы и подало соответствующие расчеты. Таким образом, Общество самостоятельно обнаружило ошибки в поданном им расчете.
Ссылка подателя жалобы на необходимость уплаты пеней не может быть принята во внимание, поскольку в рассматриваемом случае основания для начисления пеней отсутствуют в силу части 9 статьи 25 Закона в„– 212-ФЗ - выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции.
Общество также не подлежит привлечению к ответственности за неуплату страховых взносов по дополнительным тарифам на основании пункта 3 части 1 статьи 43 Закона в„– 212-ФЗ - выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу в„– А56-51567/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Выборгском районе Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
С.В.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------