Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2016 N Ф07-6758/2016 по делу N А56-79641/2015
Требование: О признании недействительными требований таможенного органа об уплате таможенных платежей.
Обстоятельства: Общество ссылается на необоснованное направление ему требований, полагая, что обязанность таможенного представителя при помещении товаров под таможенную процедуру "временный ввоз" прекращается их выпуском, а обязанность по уплате периодических таможенных платежей возложена законом на декларанта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. по делу в„– А56-79641/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Александровой Е.Н. и Алешкевича О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Центр Содружества" Дубинец М.Н. (доверенность от 15.07.2016), от Балтийской таможни Андреюшковой О.М. (доверенность от 28.12.2015 в„– 04-10/55848), рассмотрев 05.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Содружества" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 (судья Тетерин А.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу в„– А56-79641/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Центр Содружества" (место нахождения: 196603, Санкт-Петербург, город Пушкин, Красносельское шоссе, 14/28, литера "Р", ОГРН 1027809007335, ИНН 7820027186; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Балтийской таможни (место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014; далее - Таможня) об уплате таможенных платежей от 04.09.2015 в„– 1004-Б и от 30.09.2015 в„– 1142-Б.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 16, 79, 277, 282, 283 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Податель жалобы полагает, что у таможенного органа отсутствовали основания для направления в адрес Общества оспариваемых требований, поскольку "обязанность таможенного представителя при помещении товаров под таможенную процедуру "временный ввоз" прекращается их выпуском, а обязанности по соблюдению всех требований (условий) этой процедуры, таких как срок временного ввоза, срок уплаты периодических таможенных платежей, завершение таможенной процедуры, возложена действующим законодательством исключительно на декларанта".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что на основании контракта на аренду оборудования для монтажа вант от 21.01.2015 в„– 1L, заключенного открытым акционерным обществом "Мостостроительный отряд в„– 19" (декларант) с компанией VSL (Switzerland) Ltd. (Швейцария), на таможенную территорию Российской Федерации ввезено соответствующее промышленное оборудование.
Общество, как таможенный представитель декларанта по договору от 09.02.2012 в„– 000104-0273/00-12-139, подало в зоне деятельности Таможни декларацию на товары в„– 10216022/230315/0004115 в целях помещения оборудования под процедуру "временный ввоз с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных пошлин".
Товар по названной декларации выпущен Таможней в соответствии с заявленной процедурой с обязательством последующего обратного вывоза оборудования с территории Российской Федерации в срок до 31.08.2015. В указанный срок оборудование вывезено и процедура временного ввоза закрыта.
В связи с неуплатой по декларации на товары в„– 10216022/230315/0004115 таможенных платежей за периоды с 01.08.2015 по 31.08.2015 и с 01.09.2015 по 30.09.2015 Таможня направила Обществу требование от 30.09.2015 в„– 1142-Б об уплате 322 600 руб. 87 коп. таможенных платежей и пеней.
На основании дополнительного соглашения в„– 2 к контракту от 21.01.2015 в„– 1L открытое акционерное общество "Мостостроительный отряд в„– 19" как сторона по названному контракту заменено на общество с ограниченной ответственностью "БАЭР-Финанс", которое осуществило ввоз второй партии оборудования для монтажа вант на территорию Российской Федерации.
Общество, как таможенный представитель общества с ограниченной ответственностью "БАЭР-Финанс" (декларант) на основании договора от 21.04.2015 в„– 000104-0273/00-15-042, подало в зоне деятельности Таможни декларацию на товары в„– 10216022/270515/0007751 в целях помещения оборудования под процедуру "временный ввоз с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных пошлин".
Товар по названной декларации выпущен Таможней в соответствии с заявленной процедурой с обязательством последующего обратного вывоза оборудования с территории Российской Федерации в срок до 30.09.2015. В указанный срок оборудование вывезено и процедура временного ввоза закрыта.
В связи с неуплатой по декларации на товары в„– 10216022/270515/0007751 таможенных платежей за период с 01.08.2015 по 31.08.2015 Таможня направила Обществу требование от 04.09.2015 в„– 1004-Б об уплате 299 717 руб. 52 коп. таможенных платежей и пеней.
Общество оспорило требования Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводу, что при декларировании товаров и их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (пункт 2 статьи 12 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц (пункт 1 статьи 16 ТК ТС).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 ТК ТС).
Согласно статье 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с названным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (статья 277 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 282 ТК ТС при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа (пункт 4 статьи 282 ТК ТС).
Исходя из пункта 1 статьи 283 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза. Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 91 ТК ТС).
Из статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) следует, что таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем (часть 5). При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (часть 6).
Согласно части 3 статьи 150 Закона в„– 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 названного Закона, исходя из части 1 которой требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц (часть 4 статьи 150 Закона в„– 311-ФЗ).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08.02.2011 в„– 191-О-О, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, оно представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего, непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном представителе, декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени. В основу имущественной ответственности таможенного представителя, связанной с внесением таможенных платежей, положен сложный юридический состав, который образуют договор, заключенный с декларантом (заинтересованным лицом), и императивное предписание таможенного законодательства. При этом федеральный законодатель не возлагает ответственность за уплату таможенных платежей на таможенного представителя единолично и в полном объеме, а использует конструкцию солидарной ответственности, которая не только гарантирует удовлетворение фискального интереса государства, но и учитывает специфику договорных отношений между таможенным представителем и его контрагентом.
По общему правилу, плательщиком и лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является именно декларант, и только в случае, если декларирование производится таможенным представителем, декларант и таможенный представитель несут солидарную ответственность. Правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер, а потому имеются основания для учета имущественной ответственности таможенного представителя в составе его предпринимательских рисков.
Таким образом, применительно к объему и условиям солидарной обязанности таможенного представителя, с учетом его статуса профессионального участника соответствующих таможенных отношений, при обнаружении таможенным органом по результатам таможенного контроля факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленный срок в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей может быть направлено не только декларанту, но и таможенному представителю.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что Общество на основании договоров от 09.02.2012 в„– 000104-0273/00-12-139 и от 21.04.2015 в„– 000104-0273/00-15-042 являлось таможенным представителем открытого акционерного общества "Мостостроительный отряд в„– 19" и общества с ограниченной ответственностью "БАЭР-Финанс" при помещении под процедуру "временный ввоз с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных пошлин" оборудования по декларациям на товары в„– 10216022/230315/0004115 и 10216022/270515/0007751, а потому правомерны выводы судов о солидарной ответственности заявителя по уплате таможенных платежей и отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых требований таможенного органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений действующего таможенного законодательства и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А56-79641/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Содружества" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр Содружества" (место нахождения: 196603, Санкт-Петербург, город Пушкин, Красносельское шоссе, дом 14/28, литера "Р", ОГРН 1027809007335, ИНН 7820027186) из федерального бюджета государственную пошлину 1500 руб., излишне уплаченную за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежному поручению от 03.06.2016 в„– 344.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
О.А.АЛЕШКЕВИЧ


------------------------------------------------------------------