Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.09.2016 N Ф07-6470/2016 по делу N А21-7734/2015
Требование: О признании недействительным в части решения налогового органа.
Обстоятельства: Обществу доначислен НДС в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку согласно позиции Конституционного Суда РФ представление нового заявления с датой отметки периода проверки, отозванного ранее из-за наличия в нем ошибок, не является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. по делу в„– А21-7734/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по городу Калининграду Сучковой В.Д. (доверенность от 28.06.2016 в„– 02-22/11527), от общества с ограниченной ответственностью "Вагонтрэйд Плюс" Шестаковой Г.С. (доверенность от 10.05.2016 в„– 8), рассмотрев 06.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2016 (судья Кузнецова О.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу в„– А21-7734/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вагонтрэйд Плюс", место нахождения: Калининград, Вагоностроительная ул., д. 49, ОГРН 1033901805024, ИНН 3905050765 (далее - ООО "Вагонтрэйд Плюс", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по городу Калининграду, место нахождения: 236006, Калининград, Дачная улица, дом 6, ОГРН 1043905000017, ИНН 3906110008 (далее - Инспекция), от 09.06.2015 в„– 20176 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, не отмененной решением Управления федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление) от 08.09.2015 в„– 06-11/12150.
Решением суда первой инстанции от 12.01.2016 заявленные требования Общества удовлетворены. Суд признал недействительным решение Инспекции от 09.06.2015 в„– 20176 в части, не отмененной решением Управления, о доначислении 1 415 992 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС); уменьшения суммы налога, излишне заявленного к возмещению из бюджета в сумме 3 390 008 руб. Также с Инспекции в пользу Общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2016 решение от 12.01.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 12.01.2016 и постановление от 27.05.2016 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
По мнению налогового органа, поскольку на момент проведения камеральной налоговой проверки у Инспекции отсутствовало первоначальное заявление ООО "Вагонтрэйд Плюс" о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 18.03.2014 в„– 10238, которое впоследствии заменено на заявление от 27.08.2014 в„– 0490, а также в связи с нарушением срока (180 календарных дней с даты отгрузки или передачи товара) представления полного пакета документов, согласно пункту 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), у Общества отсутствовали основания для применения ставки 0 процентов по НДС в IV квартале 2013 года.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 15.09.2014 уточненной налоговой декларации (в„– 5) по НДС за IV квартал 2013 года, согласно которой Обществом заявлено к возмещению из бюджета 3 390 008 руб. НДС.
При этом Общество указало налоговую базу по операциям по реализации товаров в разделе 4 декларации, подтвердив обоснованность применения налоговой ставки 0% в сумме 26 700 000 руб. и 2 267 859 руб. налоговых вычетов по этим операциям.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 29.12.2014 в„– 21939 и вынесено решение от 09.06.2015 в„– 20176 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 2 651 409 руб. НДС, начислено 332 565 руб. 20 коп. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 509 722 руб. 40 коп. штрафа. Также Обществу уменьшен на 3 390 008 руб. налог, излишне заявленный к возмещению из бюджета.
Основанием для доначисления спорных сумм налога, пеней и штрафа послужил вывод Инспекции о том, что Общество не располагало в заявленном налоговом периоде полным пакетом документов, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров на экспорт. Реализацию товаров на экспорт в сумме 26 700 000 руб. в спорном налоговом периоде Общество также не подтвердило, а потому должно было отразить эту операцию в налоговых декларациях в последующем периоде, так как отметки в заявлении о ввозе товаров на территорию иностранного государства и уплате косвенных налогов проставлены августом 2014 года. Также Обществом превышен срок представления пакета документов, установленный положениями статьи 165 НК РФ в обоснование применения налоговой ставки 0%.
Решением Управления от 08.09.2015 в„– 06-11/12150 решение Инспекции от 09.06.2015 в„– 20176 отменено в части доначисления НДС - налог уменьшен на сумму 1 235 417 руб. (по пункту 1 резолютивной части), а также в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 509 722 руб. штрафа (по пункту 2 резолютивной части), начисления пеней на отмененную сумму налога (по пункту 3 резолютивной части). В остальной части оспариваемый ненормативный акт налогового органа оставлен без изменения, а поданная в административном порядке апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 09.06.2015 в„– 20176 в не отмененной решением Управления от 08.09.2015 в„– 06-11/12150 части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования Общества.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 143 НК РФ ООО "Вагонтрэйд Плюс" является плательщиком НДС.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0%.
В статье 7 НК РФ указано, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно статье 2 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию.
Особенности правового регулирования экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан в 2013-2014 годах были предусмотрены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008).
В соответствии со статьей 4 Соглашения от 25.01.2008 порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол от 11.12.2009).
В Протоколе от 11.12.2009 сказано, что при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС.
В силу пункта 3 статьи 72 Договора о евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, государства - члены ЕАЭС подписали также Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов".
Во исполнение Протокола от 11.12.2009 приняты "Методические рекомендации по ведению информационного ресурса "Таможенный союз - обмен", утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы России от 18.01.2011 в„– ММВ-7-2/19@ (далее - Методические рекомендации).
В пункте 9 Методических рекомендаций прописан порядок исполнения налоговым органом данных информационного ресурса ФИР "Таможенный союз - обмен" в отношении российских экспортеров.
В пункте 9.1.1. предусмотрено, что при обмене информацией с МНС Республики Беларусь и НК Республики Казахстан должностное лицо три раза в месяц не позднее 5, 15 и 25 числа текущего месяца получает из МНС Республики Беларусь и НК Республики Казахстан реестр заявлений и реестр уведомлений.
В течение двух рабочих дней после получения реестра заявлений, реестра уведомлений выполняет их обработку в АИС "ФЦОД".
Заявления, успешно прошедшие ФЛК, помещаются в ФИР "Таможенный союз - обмен" и становятся доступными для просмотра в удаленном доступе налоговым органам РФ. Одновременно в ФИР "Таможенный союз - обмен" указываются сведения об идентификации российского налогоплательщика.
Таким образом, данное правовое регулирование и разработанные на его основе методические рекомендации предусматривают самостоятельную обязанность налогового органа по принятию мер к уточнению налогоплательщиком ранее заявленных налоговых обязательств, учитывая особенности экспорта товаров, включая обязанности покупателя (по настоящему делу - контрагента Общества - ТОО "Исткомтранс") по оплате косвенного налога.
В пункте 9 статьи 167 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
На основании пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в уточненной налоговой декларации, поданной Обществом за IV квартал 2013 года, заявлена реализация вагонов-самосвалов в режиме экспорта в Республику Казахстан.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что Общество представило 27.08.2014 к уточненной налоговой декларации (в„– 5) с нарушением, по его мнению, требований, предусмотренных статьей 165 НК РФ и Протокола от 11.12.2009, документы, а именно: заявление о ввозе товаров на территорию указанного государства и уплате косвенных налогов в„– 0490 с отметкой о регистрации при представлении в налоговый орган и отметкой об уплате НДС налогового управления по Бостандыкскому району города Алматы (Казахстан).
Как установлено судами обеих инстанций, при подаче ранее уточненных налоговых деклараций по НДС за IV квартал 2013 года размер экспортной выручки не менялся, а корректировалась сумма налоговых вычетов, в подтверждение чего представлено первоначально оформленное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в„– 01238 с отметкой налогового органа по Медеускому району города Алматы (Казахстан) 12.02.2014.
При этом по запросу Инспекции налоговый департамент города Алматы (Казахстан) подтвердил отзыв заявления Общества от 12.02.2014 в„– 01238, имеющего ошибки заполнения, методом его замены на заявление от 27.08.2014 в„– 0490. Отметки об уплате косвенных налогов налоговым органом города Алматы (Казахстан) проставлены как в первоначальном, так и в последующем заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Как по первоначальному заявлению от 12.02.2014, так и по замененному заявлению от 27.08.2014 можно идентифицировать продавца, покупателя и экспортируемый товар.
Суды установили, что указанная ошибка и факт замены заявления в связи с данной ошибкой не являются основанием для отказа в подтверждении ставки 0% и не предусматриваются нормами действующего законодательства.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства Инспекция не опровергла реальность экспортных операций, счета-фактуры оформлены надлежащим образом. Претензий к представленным Обществом счетам-фактурам и поставщикам, их выставившим, налоговым органом не имеет, признается Инспекцией и факт уплаты косвенных налогов контрагентом Общества - ТОО "Исткомтранс" на территории Республики Казахстан.
Исследовав все фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта у налогового органа имелись все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и Протоколом от 11.12.2009, а также Инспекция располагала информацией, подтвержденной налоговым органом по месту расположения импортера, об уплате косвенных налогов, что в свою очередь подтверждает право Общества на применение ставки 0%, получения вычетов и возмещения НДС из бюджета, а формальный подход, примененный налоговым органом в рамках данного спора не допустим.
Таким образом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14.07.2003 в„– 12-П и письму Федеральной налоговой службы от 10.06.2013 в„– ЕД-4-3/10481@ представление нового заявление с датой отметки периода проверки, отозванного ранее в связи с наличием в нем ошибок, не является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов.
Налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся сведений (документов) в совокупности, в том числе полученных в ходе мероприятий налогового контроля, сделать вывод об обоснованности либо необоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующие решения о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.
На основании изложенного, следует признать, что суды полно исследовали обстоятельства дела, и оценили установленные Инспекцией в ходе проверки обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы судов, основанные на правильном применении норм материального права, подателем жалобы не опровергнуты. Иных доводов, кассационная жалоба Инспекции не содержит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых ими по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу в„– А21-7734/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Ю.А.РОДИН
С.В.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------