Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2016 N Ф07-7616/2016 по делу N А21-3361/2015
Требование: О взыскании задолженности по договорам на выполнение работ по ремонту протезов и протезно-ортопедических изделий для обеспечения ими инвалидов.
Обстоятельства: Заказчик не оплатил выполненные работы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт выполнения подрядчиком спорных работ подтверждается актами приема-передачи товара, а также итоговым актом сдачи-приемки товара, подписанными заказчиком без замечаний и возражений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу в„– А21-3361/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 01.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2016 (судья Ершова Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу в„– А21-3361/2015,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, место нахождения: 236017, Калининград, пр. Победы, д. 43, ОГРН 1023900774402, ИНН 3905001341 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к областному государственному казенному учреждению Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", место нахождения: 236029, Калининград, ул. Геологическая, д. 1, ОГРН 1053903359212, ИНН 3906147174 (далее - Учреждение), о взыскании 100 760 руб. задолженности за выполненные работы по договорам на выполнение работ по ремонту протезов и протезно-ортопедических изделий для обеспечения ими инвалидов от 24.12.2014 в„– 65-Т и 66-Т.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 14.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.05.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение и постановление; принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком по делу является Фонд, поскольку с 01.01.2015 Учреждение утратило полномочия по исполнению обязательств по спорным договорам.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит жалобу отклонить.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) и Предприятие (исполнитель) 24.12.2014 заключили договоры в„– 65-Т и 66-Т на выполнение работ по ремонту протезов и протезно-ортопедических изделий для обеспечения ими инвалидов.
По условиям договоров исполнитель обязался выполнить предусмотренные Техническими заданиями к договорам работы стоимостью 18 320 руб. и 82 440 руб. соответственно и сдать их результат, а заказчик обязуется оплатить работы в течение 3 банковских дней с момента передачи реестра выполненных работ, акта приема-передачи выполненных работ, подписанных сторонами договора и инвалидом, счета, итогового акта выполненных работ.
Срок выполнения работ по договорам определен до 30.12.2014 (пункт 2.3 договоров).
Исполнитель выполнил работы, которые без замечаний заказчик принял по актам от 29.12.2014 в„– 63 и 65, от 30.12.2014 в„– 64 общей стоимостью 100 760 руб.
Учреждение не оплатило работы, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования обоснованными по праву и по размеру.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Правильно применив к спорным правоотношениям названные нормы материального права, оценив представленные по делу доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, придя к обоснованному выводу о том, что факт выполнения подрядчиком спорных работ подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи товара от 29.12.2014 в„– 63 и в„– 65, а также итоговым актом сдачи-приемки товара от 30.12.2014 в„– 64, подписанными заказчиком без замечаний и возражений, правомерно удовлетворили исковые требования подрядчика о взыскании с заказчика 100 760 руб. задолженности.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу.Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 14.11.1995 в„– 181-ФЗ (в ред. закона от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Обязательства по обеспечению граждан из числа инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Соглашением, заключенным между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Калининградской области и утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 в„– 2421-р, органам власти Калининградской области переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи инвалидам в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение. Исполнение переданных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Калининградской области в форме субвенций.
В рамках исполнения данного Соглашения постановлением Правительства Калининградской области от 25.01.2011 в„– 33 утвержден, в том числе, Порядок осуществления полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, определены полномочия Учреждения по реализации данной социальной услуги.
В рамках осуществления полномочий, определенных вышеуказанными Соглашением и Постановлением, Учреждением заключены с Предприятием спорные договоры.
С 15.03.2015 указанное постановление Правительства Калининградской области от 25.01.2011 в„– 33 признано утратившим силу и полномочия Учреждения прекращены.
На территории Калининградской области с 01.01.2015 оказание социальной услуги осуществляется территориальным органом Фонда, в соответствии с порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 в„– 328 за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 4 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 в„– 864 в редакции от 26.12.2014).
Правительство Калининградской области в письме от 20.06.2014 в„– 2569-1/12 направило в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации уведомление об отказе с 01.01.2015 от реализации Соглашения, а также просьбу о передаче исполнения полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, региональному отделению Фонда.
Между Министерством социальной политики Калининградской области, Учреждением и региональным отделением Фонда заключено соглашение от 10.10.2014 в„– 174 об информационном взаимодействии (далее - Соглашение об информационном взаимодействии), касающееся вопросов передачи информации, необходимой для реализации полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Разделом 2 названного Соглашения предусмотрена передача сведений и документов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
При этом Соглашением об информационном взаимодействии и приложением в„– 2 к нему не предусмотрена передача Фонду материальных прав Учреждения по заключенному им с истцом и неисполненному обязательству по договорам от 24.12.2014 в„– 65-Т и 66-Т.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Предприятия о взыскании долга спорным договорам от 24.12.2014 в„– 65-Т и 66-Т, правильно исходили из того, гражданско-правовые отношения между Предприятием и Учреждением в рамках заключенных договоров не имеют связи с прекращением полномочий Учреждения по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и передаче этих полномочий Фонду.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу в„– А21-3361/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" - без удовлетворения.

Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Л.Л.НИКИТУШКИНА


------------------------------------------------------------------