Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2016 N Ф07-5529/2016 по делу N А56-80775/2015
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа о признании заказчика нарушившим положения антимонопольного законодательства.
Обстоятельства: Антимонопольный орган посчитал неправомерным установление показателя "опыт по выполнению работ сопоставимого характера и объема" при оценке участников по критерию "квалификация участников закупки".
Решение: Требование удовлетворено, поскольку конкурсная документация соответствует требованиям законодательства, в документации установлены два критерия, один из которых нестоимостной, раскрыты содержание всех критериев и порядок их оценки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А56-80775/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Александровой Е.Н. и Кудина А.Г., при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Громовой С.С. (доверенность от 15.03.2016 в„– 01/101), рассмотрев 22.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В. и Сомова Е.А.) по делу в„– А56-80775/2015,

установил:

Комитет государственного заказа Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литера А, ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - Управление) от 28.10.2015 по делу в„– 1469-03-8088-РЗ/15 о признании заказчика нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, улица Пилотов, дом 30, литера А, помещение 12-Н, ОГРН 1157847147116, ИНН 7810349071; далее - Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 24, 32 и пункта 9 части 1 статьи 50 Закона в„– 44-ФЗ, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, "установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не соответствует нормам действующего законодательства о закупках, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта".
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Комитет и Общество о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 15.10.2015 Комитет (уполномоченный орган) разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе сети Интернет извещение в„– 0145200000415001848 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на "Газоснабжение природным газом г. Приозерск. Распределительные сети. 1 - этап" и конкурсную документацию. Заказчик - администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, начальная (максимальная) цена контракта - 98 585 953 руб.
Из пункта 13.7 конкурсной документации следует, что победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В пункте 13.8 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок - цена контракта (значимость критерия 60%) и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участника закупки) по показателям (значимость критерия 40%):
опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (за период с 01.01.2014 по дату окончания срока подачи заявок) (значимость показателя 50%);
деловая репутация участника закупки (значимость показателя 50%).
Порядок оценки заявок по стоимостным критериям оценки (цена контракта) определен в пункте 13.10 конкурсной документации, а порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки в пункте 13.11 документации, согласно подпункту А которого при рассмотрении заявки в части опыта участника по успешному выполнению работ по строительству объектов капитального строительства (объекты газоснабжения) оценивается наличие у хозяйствующего субъекта успешно исполненных государственных/муниципальных контрактов, и/или гражданско-правовых договоров, заключенных с бюджетными учреждениями, сведения об успешном исполнении которых содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов.
На участие в конкурсе подано две заявки - ООО "СЗИ-Комплекс" и АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (протокол вскрытия конвертов с заявками от 30.10.2015).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.11.2015 заявка ООО "СЗИ-Комплекс" соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, а заявка АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" признана несоответствующей требованиям конкурсной документации.
21.10.2015 в Управление поступила жалоба Общества на действия Комитета при проведении названного конкурса, согласно которой в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона в„– 44-ФЗ установлены показатели по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки", которые не направлены на выявление лучших условий исполнения контракта.
Решением Управления от 28.10.2015 по делу в„– 1469-03-8088-РЗ/15 жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1) и в действиях заказчика признано нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона в„– 44-ФЗ (пункт 2). Антимонопольный орган сделал вывод о том, что "оцениваемый опыт участников исключительно в рамках контрактов для государственных и муниципальных нужд исключает соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции для лиц, имеющих соответствующий опыт работ, совпадающих с работами по предмету конкурса, но финансируемых из иных источников".
На основании названного решение Управление выдало заказчику и уполномоченному органу предписание от 28.10.2015 об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки; о приведении конкурсной документации в соответствие с требованиями Закона в„– 44-ФЗ с учетом выявленных нарушений в части установления критериев оценки и показателей таких критериев, направленных на выявление лучших условий исполнения контракта; о продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе и назначении новых дат проведения закупки в соответствии с действующим законодательством.
Комитет оспорил решение и предписание Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций заявление удовлетворили, сделав вывод об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа вмененного антимонопольным органом нарушения законодательства о закупках.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона в„– 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона в„– 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона в„– 44-ФЗ).
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки исходя из положений статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 48 Закона в„– 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В пункте 9 части 1 статьи 50 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом в„– 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 32 Закона в„– 44-ФЗ, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из части 8 статьи 32 Закона в„– 44-ФЗ следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями названных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
В пункте 11 Правил указано, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки (пункт 27 Правил).
Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, приняв во внимание положения пунктов 13.8 - 13.11 конкурсной документации, суды двух инстанций установили, что положения конкурсной документации соответствуют требованиям законодательства, поскольку в документации установлены два критерия, один из которых нестоимостной, раскрыто содержание всех критериев. При этом в соответствии с пунктом 27 Правил установлен показатель "опыт участника", установлена его значимость 50%, имеется шкала величин значимости, полностью и максимально прозрачно раскрыто содержание показателя и определен порядок его оценки.
Предметом спорного конкурса является право заключения муниципального контракта на "Газоснабжение природным газом г. Приозерск. Распределительные сети. 1 - этап", что в соответствии с приложением в„– 1 "Опасные производственные объекты" к Федеральному закону от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относится к категории опасных производственных объектов, в связи с чем наличие опыта участника конкурса по строительству таких опасных объектов имеет одно из основополагающих значений, и не может основываться на недостаточно подтвержденной информации, в том числе применительно к источникам финансирования.
Суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что "опыт участника по успешному выполнению работ по строительству объектов капитального строительства" является одним из двух показателей нестоимостного критерия оценки "квалификация участника закупки", наравне с показателем "деловая репутация участника закупки", а потому не может признаваться решающим при определении лучших условий исполнения контракта.
Исходя из вышеназванных нормативных положений и установленных судами двух инстанций обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает законными и обоснованными выводы судов о том, что применительно к предмету рассматриваемого конкурса (строительство объекта газоснабжения для нужд муниципального образования) определенные в пунктах 13.8 - 13.11 конкурсной документации критерии оценки заявок соответствуют действующему законодательству о закупках, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа правомерно признаны недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу в„– А56-80775/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------