Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2016 N Ф07-6359/2016 по делу N А13-13290/2015
Требование: О признании недействительным решения ФСС РФ в части доначисления страховых взносов и штрафа.
Обстоятельства: ФСС РФ ссылается на неправомерное невключение в базу для начисления страховых взносов: 1) стоимости приобретенных для работников санаторных путевок; 2) не принятых к зачету расходов на выплату пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку: 1) выплаты не являлись оплатой труда; 2) решение о непринятии к зачету расходов является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А13-13290/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Журавлевой О.Р., рассмотрев 23.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.02.2016 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Смирнов В.И.) по делу в„– А13-13290/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ССМ-Тяжмаш", место жительства: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30; ИНН 3528079646; ОГРН 1023501236318; (далее - ООО "ССМ-Тяжмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; ИНН 3525039187; ОГРН 1023500884087; (далее - Отделение ФСС, фонд, учреждение) от 18.06.2015 в„– 206 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления и предложения уплатить страховые взносы в сумме 146 127 руб. 02 коп., пени в соответствующей сумме, привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде штрафа в соответствующей сумме, предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета по обжалуемым эпизодам.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.02.2016, с учетом определения от 09.03.2016 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование материалов дела, просит отменить принятые по делу судебные акты по эпизоду доначисления обществу страховых взносов на сумму не принятых к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 229 руб. 74 коп., а также по эпизоду доначисления страховых взносов в размере 108 110 руб. 69 коп. на суммы оплаты стоимости санаторно-курортных путевок работникам общества, и отказать заявителю в удовлетворении этой части требований.
По мнению подателя жалобы, суды в отношении эпизода, связанного с доначислением обществу 229 руб. 74 коп., не применили подлежащие применению положения пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон в„– 255-ФЗ) и неверно истолковали указанную норму права по эпизоду доначисления заявителю страховых взносов в размере 108 110 руб. 69 коп.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной документальной выездной проверки деятельности общества по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 22.05.2015 в„– 2825 и принято решение от 18.06.2015 в„– 206 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ в виде штрафа в размере 16 685 руб. 38 коп.
Указанным решением ООО "ССМ-Тяжмаш" также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 188 266 руб. 91 коп.
Не согласившись с решением Отделения ФСС, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать недействительным решение фонда от 18.06.2015 в„– 206 в части предложения уплатить страховые взносы в сумме 146 127 руб. 02 коп., начисления пеней и привлечения к ответственности, в том числе в части доначисления взносов, начисленных на сумму оплаты приобретенных организацией санаторно-курортных путевок для работников, и взносов, начисленных на суммы не принятых к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В указанной части доначислений страховых взносов заявленные обществом требования судами удовлетворены. Оспариваемое решение фонда признано частично недействительным.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения на них, считает принятые судебные акты не подлежащими отмене.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон в„– 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Статьей 2 Закона в„– 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона в„– 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьей 3 Закона в„– 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховым тарифом признается ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона в„– 125-ФЗ.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона в„– 125-ФЗ).
Вместе с тем, как правильно указали суды, само по себе наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, произведенные непосредственно работникам либо в их интересах иным лицам, представляют собой оплату труда.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 названного Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 в„– 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Фонд социального страхования Российской Федерации в 2012 году вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к названному Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" раздела "Социальное обеспечение населения" подраздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 в„– 113н утверждены Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила в„– 113н).
В соответствии с пунктом 2 Правил в„– 113н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в текущем календарном году.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил в„– 113н финансовому обеспечению в 2012 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.Пункт 14 этих Правил предусматривал, что расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Как установлено судами, фонд не отказывал обществу в принятии к зачету 3 727 955 руб., израсходованных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а именно на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.12.2012 в„– 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила в„– 580н), которые введены в действие с 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 Правил в„– 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил в„– 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Применение судами приведенных норм материального права в отношении установленных по делу фактических обстоятельств фонд в доводах кассационной жалобы не оспаривает.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для выделения санаторно-курортных путевок работникам общества явились заключительные акты по профосмотру, справки для получения путевки от терапевта, выписки из протокола комиссии по социальному страхованию.
Фондом не опровергается, что оплата стоимости путевок являлась единовременной выплатой социального характера, не предусмотренной трудовыми договорами, и не относящейся к выплатам, непосредственно связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.
Фонд не представил в материалы дела доказательства того, что указанные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не являлись объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем фонд не имел правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного решение фонда по данному эпизоду правомерно признано судами недействительным.
Также основанием для доначисления обществу в оспариваемом решении страховых взносов явились выявленные при проверке нарушения в расходовании заявителем средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Соответствующие расходы общества на выплату пособий не приняты фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов. Поскольку, по мнению фонда, в результате выявленных нарушений спорные выплаты утратили статус пособий, то они подлежали обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Как правильно указали суды, правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом в„– 255-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона в„– 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Закона в„– 165-ФЗ в части права на непринятие к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4.7 Закона в„– 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанной статьи Закона в„– 255-ФЗ решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и требования об их возмещении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пункт 6 статьи 4.7 Закона в„– 255-ФЗ).
Приведенными нормами Закона в„– 255-ФЗ не установлены какие-либо иные правовые последствия непринятия страховщиком расходов страхователя на выплату пособий к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В этой связи не могут быть признаны основанными на нормах материального права выводы фонда о том, что не принятые фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы общества на выплату пособий, сами по себе должны дополнительно облагаться страховыми взносами.
Доводы кассационной жалобы фонда в этой части, основанные на неправильном толковании норм материального права, подлежат отклонению.
Поскольку дело рассмотрено судами по существу верно, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых фондом судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по делу в„– А13-13290/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА


------------------------------------------------------------------