Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.2016 N Ф07-6074/2016 по делу N А13-11537/2013
Требование: О взыскании платы за использование инфраструктуры перевозчика вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Обстоятельства: Плата за время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов в "брошенных" поездах на путях общего пользования не внесена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в спорный период владелец железнодорожного пути необщего пользования нарушал сроки уборки составов с путей общего пользования станции назначения, что подтверждается судебными актами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу в„– А13-11537/2013

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 16.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2016 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 (судьи Зайцева А.Я., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу в„– А13-11537/2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Северсталь", место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - Общество), о взыскании 2 910 524 руб. 31 коп. платы за использование инфраструктуры Компании вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.05.2016, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций не приняли во внимание основания для освобождения Общества от внесения платы: занятость путей по причинам, от него не зависящим, и наличие свободных путей на станциях назначения; вывод судов о правомерности начисления платы до момента фактического поднятия составов противоречит нормам Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), поскольку с момента передачи перевозчику сообщения "на подъем" состава его задержка на станции зависела только от перевозчика.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, Компания (перевозчик) и Общество (владелец) 21.10.2011 заключили договор в„– 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества, примыкающего к железнодорожным путям станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 5 Договора количество условных вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу на железнодорожных путях общего пользования в„– 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 станции Череповец-2, составляет не более 62, на путях в„– 7 и 8 - не более 72.
Согласно подпункту "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора в редакции, действовавшей до 01.01.2014, за использование инфраструктуры Компании вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец уплачивает перевозчику плату, равную 0,1 минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) за каждый вагон за один час, при этом МРОТ принимается равным 100 руб.
Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца в приеме вагонов, в том числе порожних, не принадлежащих перевозчику.
В силу пункта 17.2 Договора владелец освобождается от платы за пользование за оставленные на участках составы в случаях если: пути станций Кошта и Череповец-2 заняты вагонами, прибывшими не в адрес владельца, кроме одного из путей с 9-го по 19-й и одного из путей 7-го или 8-го; пути станций Кошта и Череповец-2 свободны; соблюдены установленные сроки доставки грузов; вагоны подаются перевозчиком не в установленные Договором интервалы, а чаще; по иным основаниям, в том числе предусмотренным Уставом.
Пунктом 17.3 Договора предусмотрено, что владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
В пункте 17.4 Договора стороны установили, что поступившие акты общей формы на "брошенные" поезда в течение трех рабочих дней рассматриваются начальником станций Череповец-2 и Кошта, а со стороны Общества - начальником района станций Череповец-2, начальником железнодорожных районов Череповецкий и Западный, представителем управления транспортной логистики и таможенного оформления. Решения по указанным актам оформляются протоколом, который должен быть подписан владельцем в течение трех дней с момента получения протокола от перевозчика. При несогласии представитель владельца может отказаться подписывать представленный протокол, изложив особое мнение.
В соответствии с актами общей формы и накопительными ведомостями в„– 280211, 280212, 280213, 020308, 020309, 020311, 020312, 290199, 290101, 300113, 240293, 240294, 130256, 130255, 130253, 130252, 120242, 120241 в октябре, ноябре, декабре 2012 года в адрес Общества прибывали вагоны, которые перевозчик оставлял на станциях Полянки, Филино, Уткино, Печаткино, Вандыш, Кущуба, Дебаловская, Коромыслово, Дунайка по причинам, зависящим от грузополучателя - Общества. Накопительные ведомости подписаны владельцем, изложившим особое мнение, согласно которому Компания превышала установленное Договором количество пребывающих в единицу времени поездов и нарушала интервал приема поездов.
Согласно протоколам совместных совещаний и телефонограммам-уведомлениям об оставлении поездов Компания в соответствии с пунктом 17.1 Договора извещала Общество об оставлении поездов.
За время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов в "брошенных" поездах на путях общего пользования Компания в соответствии с подпунктом "б" пункта 15.1 Договора начислила Обществу 2 910 524 руб. 31 коп. платы за использование ее инфраструктуры.
Неуплата Обществом указанной суммы в добровольном порядке послужила поводом для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, правомерно руководствуясь следующим.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены Уставом.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В статье 39 Устава также предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платежей и порядок их расчета согласованы сторонами в параграфе 15 Договора, в том числе в отношении платы за пользование со стороны Общества инфраструктурой Компании.
Суды правомерно отклонили возражение Общества о наличии оснований для освобождения его от внесения этой платы.
Имеющимися в деле актами общей формы и накопительными ведомостями формы ФДУ-92 подтверждаются факты задержки в октябре - декабре 2012 года вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций, предшествующих станции назначения, в "брошенных" поездах по причинам, зависящим от Общества, - ввиду их неприема ответчиком.
Как предусмотрено пунктом 17.3 Договора, владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
Податель жалобы ссылается на то, что в момент "бросания" поездов на подходах к станции назначения на станции имелись свободные пути или же эти пути были заняты вагонами, следующими не в адрес владельца. Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности действий Компании по отставлению поездов на подходах к станции назначения и не могут освобождать Общество от принятого на себя по Договору обязательства по оплате пользования инфраструктурой, поскольку пунктом 17.2 Договора наличие свободных путей предполагается (7-й или 8-й путь, а также один из путей с 9-го по 19-й должны быть свободны).
Тот факт, что в спорный период Общество регулярно нарушало сроки уборки составов с путей общего пользования станции назначения, подтверждается, в том числе, представленными в дело вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Вологодской области.
При таком положении судами первой и апелляционной инстанций правомерно взыскано 2 910 524 руб. 31 коп. платы за использование инфраструктуры Компании вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 по делу в„– А13-11537/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Л.Л.НИКИТУШКИНА


------------------------------------------------------------------