Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2016 N Ф07-4034/2016 по делу N А42-3717/2015
Требование: Об оспаривании решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара и требования об уплате таможенных платежей.
Обстоятельства: Декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, что повлекло недоплату вывозной пошлины.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ненормативные акты соответствуют требованиям законодательства; невыполнение на момент выставления требования процедуры внесения изменений в таможенную декларацию не может быть признано самостоятельным и достаточным основанием для признания требования недействительным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу в„– А42-3717/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г., при участии от Мурманской таможни Соколовой О.А. (доверенность от 11.01.2016 в„– 04-22/00068), от акционерного общества "ПЕТРОМАКС" Белякова К.Е. (доверенность от 01.10.2015), рассмотрев 01.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.10.2015 (судья Зыкина Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 (судьи Протас Н.И., Сомова Е.А., Толкунов В.М.) по делу в„– А42-3717/2015,

установил:

Акционерное общество "ПЕТРОМАКС", место нахождения: 141730, Московская область, город Лобня, Индустриальная улица, дом 9, ОГРН 1027802763317, ИНН 7810925261 (далее - АО "ПЕТРОМАКС", Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании решения Мурманской таможни, место нахождения: 183010, город Мурманск, улица Горького, дом 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), от 22.04.2015 о корректировке таможенной стоимости товара по декларации на товары (далее - ДТ) в„– 10207050/240412/0001132 и требования от 23.04.2015 в„– 9 об уплате таможенных платежей в размере 1 174 712 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.10.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016, требование Таможни об уплате таможенных платежей от 23.04.2015 в„– 9 признано недействительным. В остальной части АО "ПЕТРОМАКС" в удовлетворении заявленных требований отказано. С Таможни в пользу Общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые судебные акты в части признания недействительным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей, принять по делу новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, Таможней не нарушен установленный законом порядок выставления Обществу требования об уплате таможенных платежей, в связи с чем у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для признания требования недействительным по данному основанию.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ПЕТРОМАКС" просило оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 01.06.2016 в судебном заседании кассационной инстанции в 11 час. 00 мин. объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 01.06.2016, после чего судебное заседание продолжено с участием представителей сторон, присутствовавших и до перерыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между АО "ПЕТРОМАКС" (продавец) и иностранным акционерным обществом "KUUSAKOSKI OY", Финляндия (далее - АО "KUUSAKOSKI OY", покупатель), заключен контракт от 10.01.2012 в„– 01-2012-EXPORT (далее - Контракт) на поставку лома и отходов черного металла, а также скрапа полимеров стирола. Товар поставлялся отдельными партиями. Сроки, условия поставки, количество и стоимость каждой поставки согласованы сторонами в приложениях к контракту. Общая сумма Контракта составляет 2 300 000 000 руб. Оплата товара осуществлялась на основании счетов Общества в течение 90 календарных дней с даты счета (инвойса).
Для осуществления расчетов по Контракту АО "ПЕТРОМАКС" оформило паспорт сделки от 24.01.2012 в„– 12010003/3307/0000/1/0 в закрытом акционерном обществе "Данске банк" (далее - ЗАО "Данске банк").
Также в рамках исполнения Контракта Общество (агент) и АО "KUUSAKOSKI OY" (принципал) заключили агентский договор от 14.05.2010.
По условиям Контракта расходы по таможенным платежам, связанные с исполнением указанного Контракта, осуществляются за счет покупателя, в порядке и на условиях, изложенных в агентском договоре (подпункт 5.3 пункта 5 Контракта).
В подпункте 1.1 пункта 1 агентского договора стороны установили, что агент обязуется от своего имени и за счет принципала оказать услугу по уплате таможенных платежей от своего имени и за счет принципала, который обязуется принять исполнение агента, возместив ему уплаченные в интересах принципала суммы таможенных платежей и сумму агентского вознаграждения.
Согласно пункту 5 приложения от 18.04.2012 в„– 91 к агентскому договору АО "KUUSAKOSKI OY" возмещает АО "ПЕТРОМАКС" таможенные платежи в размере 6 305 950 руб. (в том числе таможенную пошлину в размере 6 205 950 руб. и таможенные сборы за совершение таможенных операций в размере 100 000 руб.), а также выплачивает агентское вознаграждение в сумме 6 305 руб. 95 коп.
Для осуществления расчетов по агентскому договору Обществом оформлен паспорт сделки от 18.05.2010 в„– 10050002/3307/0000/3/0 в ЗАО "Данске банк".
В соответствии с приложением к Контракту от 18.04.2012 в„– 012 товар "лом черных металлов из нелегированной стали вид 3, категория А по ГОСТ 2787-75 максимальные габариты 15000*500*500 мм, Ferrous Scrap HMS1/2" поставлен покупателю на условиях FOB Мурманск в количестве 4500 мт по цене 9 194 руб. за метрическую тонну. Право собственности на товар перешло к покупателю, когда товар пересек поручень судна в порту погрузки Мурманск.
Обществом в адрес покупателя выставлен инвойс от 18.04.2012 в„– 0034 на общую сумму 41 373 000 руб.
В целях помещения товара "лом черных металлов" под таможенную процедуру "экспорт" и вывоза его с таможенной территории Таможенного союза, декларантом Общества на таможенный пост Морской порт Мурманска подана ДТ в„– 10207050/240412/0001132. Декларант классифицировал товар по указанной ДТ в подсубпозиции 7204 49 900 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Выпуск товара в свободное обращение разрешен Таможней 25.04.2012.
Таможенную стоимость вывозимого с таможенной территории Таможенного союза товара декларант определил методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами, рассчитав ее следующим образом: 41 373 000 руб. + 6 305 руб. 95 коп. = 41 379 305 руб. 95 коп., где: 41 373 000 руб. - стоимость товара, 6 305 руб. 95 коп. - расходы, произведенные покупателем на выплату агентского вознаграждения. Расчет таможенной стоимости осуществлен декларантом на основании инвойса от 18.04.2012 в„– 0034 и приложения от 18.04.2012 в„– 91 к агентскому договору. При этом в цену товара были включены: стоимость сырья, расходы на погрузку, основная зарплата производственных рабочих, единый социальный налог, амортизационные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, вспомогательные материалы, накладные расходы, прибыль. В соответствии с произведенным расчетом декларантом в графе 45 ДТ заявлена таможенная стоимость 41 379 305 руб. 95 коп.
С учетом заявленной таможенной стоимости и согласно платежным поручениям 03.02.2012 в„– 328 и от 17.04.2012 в„– 532 Обществом оплачены таможенные сборы за совершение таможенных операций в размере 100 000 руб. и вывозная таможенная пошлина в размере 6 206 895 руб. 89 коп., исходя из установленной ставки вывозной таможенной пошлины на дату подачи ДТ 15%.
В дальнейшем, 21.05.2012, декларантом в таможенный орган представлены корректировка таможенной стоимости товара по спорной ДТ и вновь заполненная декларация таможенной стоимости (ДТС).
В соответствии с вновь поданной ДТС таможенная стоимость товара, вывозимого с таможенной территории Таможенного союза, определена методом стоимости сделки с вывозимыми товарами и составила 39 476 699 руб. 25 коп. При этом таможенная стоимость рассчитана следующим образом: 39 470 678 руб. 65 коп. + 6 020 руб. 60 коп. = 39 476 699 руб. 25 коп., где 39 470 678 руб. 65 коп. - стоимость товара, 6 020 руб. 60 коп. - расходы, произведенные покупателем на выплату агентского вознаграждения.
Поскольку АО "ПЕТРОМАКС" при подаче 24.04.2012 ДТ уплатило вывозную таможенную пошлину в размере 6 206 895 руб. 89 коп., Таможней принято решение от 17.08.2012 в„– 10207000/170812/Виз-576/-/3 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также осуществлен возврат Обществу денежных средств в размере 285 391 руб.
Таможенным органом с 27.03.2015 проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлен факт недостоверного заявления декларантом таможенной стоимости товара, что повлекло недоплату вывозной пошлины. Сумма недоплаченной вывозной пошлины составила 903 225 руб. 73 коп. без учета пеней.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 22.04.2015 в„– 10207000/400/220415/А0011.
Также таможенным органом 22.04.2015 составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в„– 10207000/220415/0000007.
С учетом установленных обстоятельств Таможня 22.04.2015 приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, а также указала Обществу на необходимость внести изменения и (или) дополнения в декларацию на товары в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом (таможенным представителем) данного решения.
Акт камеральной проверки от 22.04.2015 в„– 10207000/400/220415/А0011 и решение 23.04.2015 направлены Таможней в адрес АО "ПЕТРОМАКС" с указанием о необходимости в течение 10 дней представить ДТС и корректировку таможенной стоимости. Одновременно с этим Обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 23.04.2015 в„– 9.
Считая решение о корректировке таможенной стоимости товара и требование об уплате таможенных платежей незаконными, АО "ПЕТРОМАКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции подтвердил законность принятого Таможней решения о корректировке таможенной стоимости товара от 22.04.2015. Суд исходил из положений пункта 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 в„– 191, согласно которым ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что при расчете цены, фактически уплаченной иностранным покупателем за товар, необходимо учитывать все платежи, перечисленные иностранным покупателем в рамках данной поставки, в том числе уплаченные таможенные платежи и агентское вознаграждение, согласованные сторонами в приложении от 18.04.2012 в„– 91 к агентскому договору. Доводы заявителя о том, что сумма агентского вознаграждения подлежит исключению из цены товара, отклонены судом, поскольку доказательств того, что данная сумма связана с покупкой агентом товара, суду не представлено. Кроме того, данная сумма в графе ДТ как не связанная с покупкой товара.
В то же время суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что корректировка таможенной декларации, произведенная по истечении трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем, не может являться основанием для выставления требования об уплате таможенных пошлин и начисления пени по ним. Вместе с тем до внесения в установленном порядке изменений в ДТ Таможня не вправе была направлять требование об уплате таможенных платежей, выставление данного требования до завершения таможенным органом оформления результатов проверки является неправомерным. На основании изложенного оспариваемое требование об уплате таможенных платежей признано недействительным.
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не может согласиться с выводами судов двух инстанций об отсутствии у таможенного органа в рассматриваемом случае права по результатам камеральной проверки направить заявителю требование об уплате таможенных платежей.
В соответствии с частью 4 статьи 96 ТК ТС товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Согласно статье 99 ТК ТС, части 2 статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В статье 122 ТК ТС предусмотрено, что таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза (часть 1). Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки (часть 7). Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (часть 11).
Из пункта 5 статьи 152 Закона в„– 311-ФЗ следует, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункта 6 статьи 152 Закона в„– 311-ФЗ).
В данном случае из материалов дела, что Таможней была проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой вынесено решение от 22.04.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 22.04.2015 в„– 10207000/220415/0000007.
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам регламентировано статьей 178 Закона в„– 311-ФЗ.
Из пункта 5 статьи 178 Закона в„– 311-ФЗ следует, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 20.04.2011 в„– 823 (далее - Порядок в„– 823), если таможенная проверка проводилась подразделением таможенной инспекции таможни, в регионе деятельности которой был осуществлен выпуск товаров, подразделение таможенной инспекции одновременно с направлением второго экземпляра акта и соответствующего решения проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов направляет копию акта и принятого решения в сфере таможенного дела в структурное подразделение этой таможни, в компетенцию которого входит совершение действий, предшествующих выставлению требования об уплате таможенных платежей, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары. Выставление требования об уплате таможенных платежей осуществляется в соответствии с установленным порядком.
Согласно пункту 8 статьи 152 Закона в„– 311-ФЗ в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Из части 2 статьи 191 ТК ТС следует, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 в„– 289 (далее - Порядок в„– 289).
Исходя из приведенных нормативных положений, по результатам таможенной проверки в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей на основании акта таможенной проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение в сфере таможенного дела (в том числе решение о корректировке таможенной стоимости товаров, решение о необходимости внесения изменений в декларацию на товары). В дальнейшем принятые решения в сфере таможенного дела являются основанием для совершения действий по внесению изменений в декларацию на товары и такие действия предшествуют выставлению требования об уплате таможенных платежей.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что решение Таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.04.2015 принято на основании абзаца второго подпункта "а" пункта 11 Порядка в„– 289, вместе с тем, иные положения данного Порядка таможенным органом не соблюдены.
Таким образом, до направления Обществу оспариваемого требования приведенная последовательность действий таможенным органом в полном объеме не реализована (действия по внесению изменений в ДТ не совершены), в связи с чем суды посчитали, что у Таможни отсутствовало право направить АО "ПЕТРОМАКС" требование об уплате таможенных платежей.
Этот вывод основан на неправильном применении норм материального права.
По смыслу норм Закона в„– 311-ФЗ правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону в„– 311-ФЗ. Решения в сфере таможенного дела, принимаемые по результатам таможенной проверки, перечислены в пункте 2 Порядка в„– 823.
В данном случае таким решением в сфере таможенного дела является решение Таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 22.04.2015, законность которого подтверждена судом в рамках настоящего дела и заявителем в кассационной инстанции не оспаривалась.
Требование об уплате таможенных платежей от 23.04.2015 в„– 9 выставлено АО "ПЕТРОМАКС" в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона в„– 311-ФЗ.
Невыполнение на момент выставления требования процедуры внесения изменений в ДТ не может быть признано самостоятельным и достаточным основанием для признания оспариваемого требования недействительным и освобождения Общества от обязанности по уплате таможенных платежей.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения требований АО "ПЕТРОМАКС" в указанной части.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания оспариваемого требования об уплате таможенных платежей недействительным и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, - об отказе в удовлетворении заявленных требований в этой части.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу в„– А42-3717/2015 в обжалуемой части, а также в части взыскания с Мурманской таможни судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., отменить.
Акционерному обществу "ПЕТРОМАКС" в удовлетворении требования об оспаривании требования Мурманской таможни об уплате таможенных платежей от 23.04.2015 в„– 9 отказать.

Председательствующий
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------