Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2016 N Ф07-4458/2016 по делу N А21-9511/2015
Обстоятельства: Определением заявление о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ в отношении ООО оставлено без рассмотрения.
Решение: Определение отменено, дело передано на новое рассмотрение, поскольку сделан ошибочный вывод о том, что обжалование ненормативного акта регистрирующего органа в судебном порядке возможно лишь после принятия мер по досудебному урегулированию спора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. по делу в„– А21-9511/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Боровой А.А., Ковалева С.Н., рассмотрев 06.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы в„– 1 по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А21-9511/2015 (судьи Бурденков Д.В., Глазков Е.Г., Масенкова И.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Восточный экспресс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, в котором просило признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление) о признании недействительной записи в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении Общества от 02.09.2015 в„– 7157747439854, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы в„– 1 по Калининградской области (далее - Инспекция) исключить из ЕГРЮЛ запись в отношении Общества от 15.10.2015 в„– 2153926390760 и восстановить в ЕГРЮЛ запись в отношении Общества от 02.09.2015 в„– 7157747439854.
Определением суда первой инстанции от 26.01.2016 (судья Шанько О.А.) заявление на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оставлено без рассмотрения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 указанное определение отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление от 05.04.2016, а определение от 26.01.2016 оставить в силе.
Податель жалобы считает, что Общество нарушило досудебный порядок урегулирования споров, в связи с чем суд первой инстанции правомерно оставил заявление без рассмотрения.
Участвующие в деле лица в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, оставляя заявление Общества без рассмотрения, суд первой инстанции сослался на положения статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ) и указал, что обжалование ненормативного акта регистрирующего органа в судебном порядке возможно лишь после принятия мер по досудебному урегулированию спора.
Апелляционный суд признал указанный вывод ошибочным, в связи с чем постановлением от 05.04.2016 отменил определение от 26.01.2016 и направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Проверив законность определения от 26.01.2016 и постановления от 05.04.2016, а также обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 25.2 Закона в„– 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном названным Законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Как следует из пункта 2 указанной статьи, решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, и (или) в суд.
Решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 названного Закона, по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной настоящей статьей, обжалуется в судебном порядке.
В данном случае суд первой инстанции посчитал, что приведенными положениями статьи 25.2 Закона в„– 129-ФЗ установлен досудебный порядок урегулирования спора.
В обоснование указанного вывода суд первой инстанции также сослался на пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Статьей 2 Закона в„– 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 в„– 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских фермерских хозяйств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 в„– 506 в настоящее время является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 2 статьи 1 НК РФ данный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на то, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских фермерских хозяйств, в настоящее время является Федеральная налоговая служба, действие Налогового кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяется, они регулируются нормами Закона в„– 129-ФЗ.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 25.2 Закона в„– 129-ФЗ установлен досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации; для оспаривания решения о государственной регистрации такой порядок не предусмотрен.
Так как предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ основания для оставления без рассмотрения заявления Общества отсутствовали, суд кассационной инстанции полагает, что апелляционный суд правомерно отменил определение суда первой инстанции от 26.01.2016 и направил дело на новое рассмотрение.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А21-9511/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы в„– 1 по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.ЯКОВЕЦ

Судьи
А.А.БОРОВАЯ
С.Н.КОВАЛЕВ


------------------------------------------------------------------