Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2016 N Ф07-3283/2016 по делу N А21-6355/2015
Требование: О признании незаконным отказа в приватизации земельного участка обществом .
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок входит в состав курорта федерального значения, относится к землям особо охраняемых природных территорий, которые не предоставляются в частную собственность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный участок градостроительной документацией отнесен к жилой зоне, что исключает отнесение его к любой другой территориальной зоне; не доказано отнесение участка к землям особо охраняемых территорий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. по делу в„– А21-6355/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный лес" Малахова А.Г. (доверенность от 03.08.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2015 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 (судьи Полубехина Н.С., Барканова Я.В., Горбик В.М.) по делу в„– А21-6355/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный лес", место нахождения: 236006, Калининградская обл., Калининград, Московский пр., д. 40, ОГРН 1023900780848, ИНН 3905044610 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании не соответствующим действующему законодательству выраженного в письме от 19.06.2015 в„– 2030 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902802030, ИНН 3906117892 (далее - Управление Росимущества), в приватизации земельного участка площадью 1000 кв. м с кадастровым номером 39:17:010014:36, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, Балтийская ул., д. 6, предназначенного для размещения принадлежащего Обществу на праве собственности нежилого здания; обязании Управления Росимущества в месячный срок предоставить Обществу в собственность за плату названный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, для размещения нежилого здания на условиях, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации.
Решением от 19.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами законов, просит отменить данные судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, испрашиваемый Обществом земельный участок входит в состав курорта федерального значения, относится к землям особо охраняемых природных территорий, которые в силу закона не предоставляются в частную собственность.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что доказательства включения испрашиваемого земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, в территориальную зону особо охраняемых территорий не представлены, согласно актуальной кадастровой выписке о земельном участке он не относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, наличие ограничений в приватизации данного участка государственным органом не доказано.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу с 06.09.2011 принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 180,1 кв. м с кадастровым номером 39:17:010014:0:12, расположенное по адресу: Калининградская обл., Калининград, г. Светлогорск, Балтийская ул., д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2011 серии 39-АА в„– 972727.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1000 кв. м с кадастровым номером 39:17:010014:36, предоставленном Обществу в аренду по договору от 10.07.2012 в„– ФС-2012/07-31, заключенному с Управлением Росимущества, для размещения нежилого здания сроком по 04.07.2017.
Согласно кадастровому паспорту от 10.10.2011 в„– 39/11-ВСЗУ-94424 земельный участок с кадастровым номером 39:17:010014:36 относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, имеет разрешенное использование "для размещения нежилого здания", входит во вторую зону санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное.
04.06.2015 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность.
Письмом от 19.06.2015 в„– 2030 Управление Росимущества сообщило Обществу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, относящегося к особо охраняемой природной территории, и в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок как ограниченный в обороте не может быть предоставлен в частную собственность.
Общество, считая, что имеет исключительное право на приобретение в собственность указанного земельного участка, а отказ Управления Росимущества не соответствует действующему земельному законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 данного Кодекса, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности в случае, если испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 названной статьи).
Как видно из материалов дела, Управление Росимущества, отказывая в удовлетворении заявления Общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность, сослалось на то, что данный земельный участок ограничен в обороте, поскольку находится в границах курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2000 в„– 633 отнесен к особо охраняемой природной территории.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи (государственные природные заповедники и национальные парки).
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий входят в состав земель особо охраняемых территорий, представляющих собой земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В свою очередь, состав земель особо охраняемых природных территорий определен статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.03.95 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно редакциям которых, действовавшим до 30.12.2013, к землям особо охраняемых природных территорий относились лечебно-оздоровительные местности и курорты. Однако Федеральным законом от 28.12.2013 в„– 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий.
Понятие и порядок использования курортов установлены статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 23.02.95 в„– 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", предусматривающими установление на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов трех зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Из упомянутых законодательных положений не следует запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, находящихся во второй зоне санитарной (горно-санитарной) охраны.
Кроме того, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28.07.2015 спорный участок с кадастровым номером 39:17:010014:36 относится к категории земель населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Такие земельные участки используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 Кодекса.
Между тем, как установлено апелляционным судом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" в действующей редакции спорный земельный участок градостроительной документацией отнесен к жилой зоне Ж2.1 (зоне застройки среднеэтажными жилыми домами), что, как верно отметил суд апелляционной инстанции, исключает отнесение данного земельного участка к любой другой территориальной зоне.
При таких обстоятельствах, поскольку вопреки требованиям статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества не представило доказательств отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий либо к зоне особо охраняемых территорий в составе земель населенных пунктов, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и не может быть передан в собственность Общества, и о незаконности оспариваемого отказа уполномоченного органа.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к наличию законодательных ограничений в приватизации земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, однако, как установлено судами, испрашиваемый участок к данной категории земель не относится и обратное заинтересованным лицом не доказано.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными и не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 по делу в„– А21-6355/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
Т.И.САПОТКИНА


------------------------------------------------------------------