Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2016 N Ф07-3715/2016 по делу N А26-9057/2015
Требование: Об обязании внести изменения в договоры аренды лесных участков в части указания сроков применения коэффициента 0,5 и произвести зачет сумм в счет арендных платежей.
Обстоятельства: Арендатор полагает, что исчисление сроков применения спорного коэффициента следует применять со дня заключения договоров на период, равный сроку окупаемости инвестиционного проекта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку исчисление срока применения коэффициента 0,5 по спорным договорам необходимо применять не с даты их заключения, а с даты начала реализации инвестиционного проекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А26-9057/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В., при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Клюквиной Ю.Н. (доверенность от 03.06.2015 в„– 32-д), рассмотрев 30.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2015 (судья Старовойтова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу в„– А26-9057/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", место нахождения: 186930 Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, д. 90, ОГРН 1021000880075, ИНН 1004010202 (далее - Общество, ООО "Костомукшская строительная компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия место нахождения: 185035 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24 (далее - Министерство) об обязании внести изменения в договоры аренды от 21.02.2011 в„– 141-з, от 15.08.2012 в„– 149-з, от 28.11.2013 в„– 152-з, от 29.01.2014 в„– 153-з в части указания сроков применения коэффициента 0,5 и произвести зачет сумм в счет текущих арендных платежей.
Решением суда от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просило отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
По мнению подателя жалобы, исчисление срока коэффициента 0,5 по спорным договорам аренды надлежит применять со дня государственной регистрации договора аренды на период, равный сроку окупаемости проекта.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
По мнению Министерства, исчисление срока применения коэффициента 0,5 по спорным договорам аренды надлежит применять не с даты их заключения, а с даты начала реализации инвестиционного проекта, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 в„– 537 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 537) не содержит положений о распространении его действия на правоотношения, возникшие до его введения.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направило, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, инвестиционный проект ООО "Костомукшская строительная компания" - "Организация производства заготовки леса и его переработки в условиях долговременной аренды лесов (Республика Карелия)" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.08.2009 в„– 729. Период окупаемости указанного инвестиционного проекта, под которым понимается период от начала проекта до момента окупаемости проекта, определенный расчетным путем, составляет 45 месяцев. Дата начала инвестпроекта - 11.08.2009, дата окончания окупаемости проекта - 10.05.2013.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 в„– 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных является основанием для заключения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона.
В целях реализации приоритетного инвестиционного проекта между Министерством и обществом заключены следующие договоры аренды лесных участков для заготовки древесины: договор аренды лесного участка от 21.02.2011 в„– 141-з (зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 22.03.2011 за в„– 10-10-04/001/2011-329); договор аренды лесного участка от 15.08.2013 в„– 149-3 (зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 17.12.2013 за в„– 10-10-04/018/2013-184); договор аренды лесного участка от 28.11.2013 в„– 152-3 (зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 10.01.2014 за в„– 10-10-04/018/2013-393); договор аренды лесного участка от 29.01.2014 в„– 153-3 (зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 19.03.2014 за в„– 10-10-04/2014-398); договор аренды лесного участка от 24.12.2014 в„– 161-з (зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 31.12.2014 за в„– 10-10-04/014/2014-572).
В период заключения спорных договоров аренды лесных участков пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 (далее - Постановление в„– 310) (ред. от 09.11.2009, от 03.02.2014) было предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - ставки платы), применяется коэффициент 0,5.
Пунктом 2.1.1 вышеуказанных договоров аренды лесных участков определен порядок расчета размера арендной платы, который согласовался с вышеуказанным Постановлением в„– 310 в редакциях, действовавших на момент заключения спорных договоров.
Требование истца о применении коэффициента 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта, основано на положениях Постановления в„– 310 в редакции от 09.06.2014, введенной в действие с 25.06.2014, соответственно, после подписания и государственной регистрации вышеуказанных спорных договоров аренды. В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как установлено частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Размер арендной платы согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Как определено частью 3 статьи 74 ЛК РФ, в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) установлен принцип платности землепользования, в соответствии с которым формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. При этом в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог уплачивают лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Остальные землепользователи должны платить за пользование государственной (муниципальной) землей арендную плату. Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что если арендуемые земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, то порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73, арендная плата за аренду земельных участков относится к регулируемым ценам. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не установлен. Изменения регулируемой арендной платы по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 в„– 15837/11, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1).
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).
Исходя из фактических обстоятельств дела суды пришли к выводу о том, что исчисление срока применения коэффициента 0,5 по спорным договорам аренды надлежит применять не с даты их заключения, а с даты начала реализации инвестиционного проекта, так как постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 в„– 537 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не содержит положение о распространении действия названного постановления на правоотношения, возникшие до его введения.
Доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не нашли своего объективного подтверждения в материалах дела. Приведенные в жалобе доводы опровергаются протоколом судебного заседания и аудиозаписью судебного заседания от 26.10.2015.
Обществом не были реализованы его процессуальные права, предусмотренные частью 7 статьи 155 АПК РФ. Замечания на протокол судебного заседания, касающиеся полноты и правильности его составления, принесены не были.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права подлежат отклонению.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2015 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу в„– А26-9057/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
А.В.АСМЫКОВИЧ


------------------------------------------------------------------