Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.05.2016 N Ф07-3081/2016 по делу N А42-7414/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Обстоятельства: Общество ссылается на возмещение потерь в доходах не в полном объеме Министерством транспорта, с которым заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение затрат.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку Министерство свои договорные обязательства по возмещению обществу потерь в доходах выполнило в полном объеме; общество осуществляло пассажирские перевозки по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А42-7414/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Светличного А.В. (доверенность от 01.02.2016), от Министерства финансов Мурманской области Дивинской О.Н. (доверенность от 03.02.2016), от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Барсуковой Д.Г. (доверенность от 14.09.2015), от Комитета по тарифному регулированию Мурманской области Багровой А.Б. (доверенность от 10.02.2016), рассмотрев 31.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2015 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу в„– А42-7414/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1067847492888; ИНН 7839330845; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, корп. П; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (ОГРН 1025100863160; ИНН 5191501950; место нахождения: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 89) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (ОГРН 1065190060650; ИНН 5190148202; место нахождения: г. Мурманск, ул. Гвардейская, д. 21; далее - Министерство транспорта области) за счет казны Мурманской области 33 650 000 руб. убытков, возникших в результате перевозки в 2012 году пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифному регулированию Мурманской области и Правительство Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 30.10.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.02.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представители Министерства финансов Мурманской области, Министерства транспорта области, Комитета по тарифному регулированию Мурманской области просили в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Правительства Мурманской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством транспорта области (заказчик) и Обществом заключены договоры от 21.11.2011 в„– 233 на организацию на территории Мурманской области в 2012 - 2014 годах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и от 29.02.2012 в„– 56 о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат в связи с пассажирскими перевозками населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
В соответствии с указанными договорами Общество обязалось осуществлять перевозку пассажиров в пригородных поездах, включая отдельных категорий граждан, имеющих предоставленные льготы и преимущества по провозной плате (пункт 4.1 договора от 21.11.2011 в„– 233), а заказчик - возместить перевозчику потери в доходах в результате установления тарифов на перевозки в Порядке, установленном Правительством Мурманской области от 27.06.2008 в„– 300-ПП, за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год (пункты 1.2, 2.2 договора от 29.02.2012 в„– 56).
Дополнительным соглашением от 07.11.2012 в„– 1 к договору от 29.02.2012 в„– 56 предусмотрено, что объем субсидии в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2012 год составляет 10 000 000 руб.
Указанная сумма субсидии перечислена Обществу за счет средств областного бюджета.
Согласно составленным Обществом отчетам понесенные им потери в доходах по итогам 2012 года в связи с пассажирскими перевозками железнодорожным транспортом в пригородном сообщении составили 43 650 000 руб. и возмещены за счет субсидии на сумму 10 000 000 руб.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске в связи с отсутствием противоправного поведения ответчика. При этом суд исходил из выполнения сторонами принятых на себя обязательств в рамках заключенных договоров, а также осуществление пассажирских перевозок по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Субъект Российской Федерации Мурманская область на основании Закона Мурманской области от 23.12.2004 в„– 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" и Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" приняла постановление Правительства Мурманской области от 16.11.2007 в„– 549-ПП о предоставлении права льготного проезда на территории Мурманской области железнодорожным транспортом пригородного сообщения отдельным категориям граждан.
Законом Мурманской области от 28.11.2011 в„– 1424-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что производителям товаров (работ, услуг) субсидии предоставляются в порядке, установленном Правительством Мурманской области, в случае включения данных расходов в целевые программы, бюджетные ассигнования на реализацию которых предусмотрены данным Законом (пункт 3 статьи 9).
Согласно Порядку предоставления организации железнодорожного транспорта субсидий на возмещение разницы в стоимости полного и льготного разового проездного билета при предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения, утвержденному постановление Правительства Мурманской области от 16.11.2007 в„– 549-ПП, предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, кассовым планом, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели (пункт 5); возмещение разницы в стоимости полного и льготного проездного билета осуществляется на основании и в соответствии с условиями договора, заключенного с организацией железнодорожного транспорта за фактически реализованные льготные проездные билеты (пункт 6).
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 27.06.2008 в„– 300-ПП, предоставление субсидий осуществляется на основании и в соответствии с условиями договора на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного между исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сфере организации транспортного обслуживания населения, и организацией железнодорожного транспорта (пункт 5); субсидии предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели на соответствующий финансовый год (пункт 7).
Между Министерством транспорта области и Обществом заключен договор от 29.02.2012 в„– 56 о предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с пассажирскими перевозками, согласно пунктам 1.2, 2.2 которого потери подлежат возмещению в Порядке, установленном Правительством Мурманской области от 27.06.2008 в„– 300-ПП, за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Дополнительным соглашением от 07.11.2012 в„– 1 к договору от 29.02.2012 в„– 56 предусмотрено, что в соответствии с Законом Мурманской области от 07.11.2012 в„– 1526-01-ЗМО "О внесении изменений в Закон Мурманской области от 28.11.2011 в„– 1424-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" объем субсидии в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2012 год составляет 10 000 000 руб.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что потери в доходах Общества в 2012 году возмещены Мурманской областью на сумму 10 000 000 руб.
Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс не содержит.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Договором от 29.02.2012 в„– 56 предусмотрено, что за счет средств областного бюджета убытки Общества подлежат возмещению в меньшем размере.
При этом, как установлено судами и не оспаривается подателем жалобы, заказчик свои договорные обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2012 год выполнил в полном объеме.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также исходя из того, что Общество осуществляло пассажирские перевозки по тарифам, утвержденным в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 по делу в„– А42-7414/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------