Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2016 по делу N А21-1754/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Больница полагает, что отсутствуют основания для уплаты ею по требованию ФОМС штрафа и возврата в бюджет федеральных средств, выделенных на реализацию мероприятий в рамках программы модернизации здравоохранения и использованных на закупку средств дезинфекции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку дезинфицирующие средства не относятся к расходным материалам и лекарственным препаратам, приобретение которых предусмотрено региональным законодательством за счет средств целевой программы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу в„– А21-1754/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б., при участии от Территориального фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области Марченко М.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 18.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2015 (судья Кузнецова О.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу в„– А21-1754/2015,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - ТФОМС, Фонд) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 812 703,30 руб.
Определением суда от 20.05.2015 Федеральный фонд медицинского страхования Российской Федерации (далее - ФФОМС) привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Больница, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, целевые федеральные субсидии на внедрение стандартов медицинской помощи в рамках программы модернизации правомерно израсходованы на приобретение средств дезинфекции.
В судебном заседании представитель Фонда отклонил доводы кассационной жалобы.
Больница и ФФОМС извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ТФОМС проведена внеплановая тематическая проверка Больницы по вопросу реализации целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа модернизации), в части внедрения стандартов оказания медицинской помощи и использования субсидий бюджета ФФОМС за период с января 2012 года по февраль 2013 года.
По итогам проверки составлен акт от 14.06.2013, в котором отражено нецелевое использование средств ФФОМС, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных целевой программой - на закупку средств дезинфекции, не включенных в стандарты.
По результатам рассмотрения акта проверки и разногласий Больницы ТФОМС выставил требование от 21.06.2015 в„– 1113 о возврате средств по внедрению стандартов медицинской помощи, использованных не по назначению в 2012 году, в размере 3 020 379 руб. 70 коп. и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 302 037 руб. 97 коп.
На основании указанного требования Больница уплатила штраф в сумме 302 037 руб. 97 коп., а также возвратила в бюджет ТФОМС Калининградской области средства в сумме 3 020 379 руб. 70 коп., которые были перечислены в бюджет ФФОМС платежным поручением от 19.07.2013 в„– 1730 на основании положений пункта 20 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2016 г. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета ФФОМС.
Несмотря на фактическое исполнение требования Фонда, Больница считает, что оснований для возврата сумм, использованных на приобретение дезинфекционных средств в размере 2 557 003 руб., и наложения штрафа в размере 255 700 руб. 30 коп. не имелось, в связи с чем данные денежные средства подлежат возврату истцу как неосновательное обогащение.
Суды обеих инстанций отклонили иск, правомерно руководствуясь следующим.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением, нецелевое их использование является основанием их возврата.
По мнению Больницы, приобретение дезинфицирующих средств было произведено в соответствии с планом финансово - хозяйственной деятельности Больницы.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.03.2011 в„– 218 утверждена целевая программа Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011 - 2013 годы".
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.06.2011 в„– 478 утвержден Порядок расходования средств на внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011 - 2012 годы".
Пунктом 8 указанного Порядка установлено, что включение в тарифы на медицинские услуги средств на реализацию программы модернизации в части внедрения стандартов медицинской помощи осуществляется по фиксированным дополнительным тарифам для каждого стандарта по источникам финансирования: средства ФОМС и средства ТФОМС.
Дополнительный тариф на оплату стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания в рамках Программы модернизации на 2012 год установлен Приложением 14 к Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 07.02.2012.
Финансирование мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, проводимых в рамках программы модернизации осуществлялось как дополнительное, за счет средств бюджета ФФОМС, на основании дополнительных соглашений к Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно п. 2.1.1 Дополнительного соглашения страховая медицинская организация осуществляет дополнительное финансирование Организации на основании предъявленных счетов и реестров счетов в рамках средств, полученных от Территориального фонда ОМС Калининградской области на финансирование мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, проводимых в рамках программы модернизации здравоохранения Калининградской области.
Таким образом, средства направляемые в медицинские организации в рамках программы модернизации являлись целевыми средствами бюджета ФФОМС.
Пунктом 9 Порядка расходования средств на внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011 - 2012 годы", утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29.06.2011 в„– 478, определены виды расходов, на которые могут использоваться средства на внедрение стандартов медицинской помощи:
- не менее 70 процентов указанных средств на формирование фонда оплаты труда:
- направление не более 30 процентов указанных средств на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, необходимых для проведения диагностических и лечебных мероприятий.
Таким образом, целевые федеральные субсидии на внедрение стандартов медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения не могли быть израсходованы на иные статьи расходов.
Поскольку дезинфицирующие средства не относятся к расходным материалам и к лекарственным препаратам, приобретение которых предусмотрено постановлением Правительства Калининградской области от 29.06.2011 в„– 478 за счет средств программы модернизации здравоохранения, суды обеих инстанций обоснованно указали, что спорные дезинфицирующие средства не могли быть оплачены за счет дополнительного тарифа в рамках программы модернизации здравоохранения Калининградской области.
Расходы на приобретение дезинфицирующих средств относятся на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" и включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, как "Прочие расходы" в рамках территориальной программы государственных гарантий. Следовательно, приобретение средств дезинфекции предусмотрено за счет средств, направляемых страховой организацией в медицинскую организацию по основному договору, а не за счет федеральных средств, выделенных дополнительно на реализацию целевой программы модернизации здравоохранения.
Поскольку федеральные субсидии на внедрение стандартов медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Калининградской области не могли быть израсходованы на приобретение средств дезинфекции, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А21-1754/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.Б.МУНТЯН


------------------------------------------------------------------