Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2016 по делу N А26-6169/2015
Требование: О признании недействительным решения жилищной инспекции.
Обстоятельства: Обществу отказано во включении специальных счетов в реестр счетов, предназначенных для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представлены доказательства реализации собственниками помещений в предусмотренный законом срок принятого ими решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта; специальные счета открыты в кредитной организации в установленный срок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. по делу в„– А26-6169/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Дмитриева В.В., Нефедовой О.Ю., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" Бердникова В.Г. (доверенность от 26.10.2015), рассмотрев 19.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2015 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу в„– А26-6169/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта", место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Титова, д. 7, ОГРН 1121035000899, ИНН 1005012234 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 4, ОГРН 109100101126, ИНН 1001225288 (далее - Инспекция), об отказе во включении счетов в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах и открытых в кредитных организациях, изложенного в письме от 05.06.2015 в„– 4524/14-03/ГЖИ.
Определением суда первой инстанции от 18.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Питкярантского городского поселения, место нахождения: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 53, ОГРН 1051002038680, ИНН 1005008502 (далее - Администрация) и Фонд капитального ремонта Республики Карелия.
Определением суда от 03.09.2015 Администрация привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика; к рассмотрению приняты требования Общества об обязании Администрации исключить спорные многоквартирные дома из Перечня домов в приложении к постановлению от 08.05.2015 в„– 165-П "О формировании фонда капитального ремонта Республики Карелия".
Решением суда первой инстанции от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2016, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, заявителем не представлены доказательства реализации собственниками помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок принятого ими решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта; специальный счет для формирования фонда капитального ремонта открыт по истечении установленного срока.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление общим имуществом многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Питкяранта, дом 21 по ул. Гоголя, дом 3 по ул. Титова, дома 19, 23 по ул. Ленина, дома 8, 10 по ул. Победы, дома 9, 18, 36 по ул. Горького, дома 1, 2, 6, 9 по ул. Рудакова, дом 1 по ул. Парковая.
В период с 11 по 27 апреля 2015 года собственники помещений в указанных многоквартирных домах провели общие собрания собственников по вопросу капитального ремонта, на которых, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете, владельцем специального счета определили Общество, в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбран Северо-Западный банк ОАО "Сбербанк России" (далее - Банк).
Общество 28.04.2015 представило в кредитное учреждение (Карельское отделение в„– 8628 Банка) комплекты документов на открытие специальных банковских счетов для формирования фонда капитального ремонта, которые были направлены кредитным учреждением на юридическую экспертизу.
В письме от 08.05.2015 Карельское отделение в„– 8628 Банка уведомило Общество о том, что счета будут открыты после принятия положительного заключения, о чем сообщат дополнительно.
Карельское отделение в„– 8628 Банка 21.05.2015 сообщило Обществу об открытии специальных счетов.
Общество 22.05.2015 направило в Инспекцию уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальные счета с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений, а также уведомлений банка об открытии специальных счетов.
В письме от 05.06.2015 в„– 4524/14-03/ГЖИ Инспекция сообщила Обществу, что решения не могут быть включены в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах и открытых в кредитной организации, так как решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта не реализованы в течение пяти месяцев (до 05.05.2015) после официального опубликования 01.12.2014 региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 в„– 346-П (далее - Региональная программа), в которую включены спорные многоквартирные дома.
Поскольку на 05.05.2015 в Инспекции отсутствовала информация о выборе многоквартирными жилыми домами способа формирования фонда на специальном счете, Администрация приняла постановление от 08.05.2015 в„– 165-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной организации "Фонда капитального ремонта Республики Карелия" (далее - Постановление в„– 165-п).
Общество, полагая, что отказ Инспекции включить в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в спорных многоквартирных жилых домах и открытых в кредитной организации,. изложенный в письме от 05.06.2015 в„– 4524/14-03/ГЖИ, и постановление Администрации в„– 165-п о включении спорных домов в перечень домов, фонд капитального ремонта которых формируется на счете Фонда капитального ремонта Республики Карелия, не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды признали требования Общества обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 ЖК РФ.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Положения части 5 статьи 170 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 в„– 176-ФЗ, согласно которым решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ, не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Законодательным Собранием Республики Карелия принят Закон от 20.12.2013 в„– 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон в„– 1758-ЗРК).
Региональная программа в отношении спорных многоквартирных домов опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, следовательно с этого дня начинал течь срок, установленный для принятия собственниками помещений спорных многоквартирных домов соответствующих решений.
На момент опубликования указанной Региональной программы часть 2 статьи 7 Закона в„– 1758-ЗРК устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае соответствующие решения должны были быть приняты и реализованы ответственными лицами в срок до 01.06.2015, который Обществом соблюден.
Доводы подателя жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 2 статьи 7 Закона в„– 1758-ЗРК в редакции Закона Республики Карелия от 25.02.2015 в„– 1871-ЗРК, вступившего в силу с 09.03.2015, ограничивающих реализацию названной обязанности пятью месяцами, правомерно отклонены судами, поскольку на момент опубликования Региональной программы часть 2 статьи 7 Закона в„– 1758-ЗРК устанавливала шестимесячный срок для принятия такого решения.
В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 в„– 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
Орган местного самоуправления не представил в материалы дела доказательства принятия им таких мер, а также оказания помощи собственникам расположенных в них помещений в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
С учетом установленных обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Инспекции и постановление органа местного самоуправления не соответствуют закону (статье 170 ЖК РФ, в редакции действовавшей в спорный период), нарушают права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленное требование.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– А26-6169/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
О.Ю.НЕФЕДОВА


------------------------------------------------------------------