Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2016 N Ф07-6866/2016 по делу N А26-11889/2015
Требование: О признании недействительным предписания управления Россельхознадзора.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что водопроводный ввод в убойном пункте находится не в изолированном закрывающемся помещении, резервуары для хранения воды отсутствуют; в цех убоя имеется только одна дорога, по которой осуществляется ввоз птицы на убой и вывоз готовой продукции; не установлен дезбарьер для дезинфекции транспортных средств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение ветеринарно-санитарных правил доказано, оспариваемое предписание не противоречит закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. по делу в„– А26-11889/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., рассмотрев 26.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Уемская" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.02.2016 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу в„– А26-11889/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Уемская", место нахождения: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Мира, д. 7, оф. 29, ОГРН 1102930000470, ИНН 2921011923 (далее - ООО "Птицефабрика "Уемская", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 185031, г. Петрозаводск, Мурманская ул., д. 22, ОГРН 1081001001927, ИНН 1001017400 (далее - Управление), от 10.11.2015 в„– 10/А-48/363, как несоответствующего пунктам 2.6, 2.7, 4.3, 4.6 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 06.05.1987 в„– 4261-87.
Решением от 19.02.2016 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 26.04.2016 апелляционный суд оставил решение от 19.02.2016 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Птицефабрика "Уемская", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2016 на основании абзаца второго части 5 статьи 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 26.09.2016 на 16 час. 00 мин.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, сотрудниками Управления на основании распоряжения от 03.11.2015 в„– 1150-р проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "Птицефабрика "Уемская" предписания от 15.01.2014 в„– 10/А-48/6 и пунктов 1 и 2 предписания от 17.06.2014 в„– 10/А-48/132, о чем составлен акт проверки от 10.11.2015 в„– 10/А-48-1150-р.
По результатам проверки Управление выдало Обществу предписание от 10.11.2015 в„– 10/А-48/363 об устранении в срок до 01.10.2016 выявленных нарушений, а именно:
1. Водопроводный ввод в убойном пункте оборудовать в изолированном, закрывающемся помещении, содержать в надлежащем состоянии, оборудовать манометрами, кранами для отбора воды, трапами для стока и обратными клапанами (пункт 4.3 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 06.05.1987 в„– 4261-87 (далее - Правила в„– 4261-87).
2. В убойном пункте оборудовать не менее двух резервуаров для хранения воды на производственные нужды. При этом в каждом резервуаре должны храниться половинный объем воды с учетом возможности профилактического ремонта. Объем воды в резервуарах должен обеспечиваться в срок не более 48 часов. Для возможности осмотра и очистки предусматривают люки, скаты и лестницы (пункт 4.6 Правил в„– 4261-87).
3. Для выезда с убойного пункта установить дезбарьер для обработки ходовой части автотранспорта общей длиной не менее 12 м, длиной основания (дна) - 9 м, шириной - 3 м, глубиной - 40 см (пункты 2.6, 2.7 Правил в„– 4261-87; пункты 2.2, 2.3 Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.04.2006 в„– 104 (далее - Правила в„– 104).
4. Сеть внутрихозяйственных дорог на территории зоны убоя и переработки спланировать и разместить так, чтобы не было пересечения дорог, используемых для подвоза птицы, павшей птицы, отходов производства (яичного слива) и дорог, используемых для транспортировки мяса птиц (пункты 2.6, 2.7 Правил в„– 4261-87; пункты 2.2, 2.3 Правил в„– 104).
5. Установить на оба типа дорог различную маркировку или обозначение (пункт 2.2 Правил в„– 104).
ООО "Птицефабрика "Уемская" оспорило данное предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 в„– 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории, а предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил в„– 4261-87 названные Ветеринарно-санитарные правила распространяются на все действующие предприятия (цехи) переработки птицы и производства яйцепродуктов Госагропрома СССР.
В силу пункта 2.2 Правил в„– 104 территорию организации разделяют на зоны: основного производства, хранения и приготовления кормов (если производится), инкубаторий (если имеется), убойный цех (если имеется), хранения и переработки и/или утилизации отходов производства, административно - хозяйственную.
Согласно пункту 4.1 Правил в„– 4261-87 предприятия птицеперерабатывающей промышленности как для технологических процессов, так и для производственных и питьевых целей должны быть обеспечены бесперебойно и в достаточном количестве доброкачественной водой, соответствующей действующим стандартам на питьевую воду в части требований и испытаний.
Согласно пункту 4.3 Правил в„– 4261-87 водопроводный ввод должен находиться в изолированном закрывающемся помещении и содержаться в надлежащем санитарном состоянии, иметь манометры, краны для отбора проб воды, трапы для стока, обратные клапаны, допускающие движение воды только в одном направлении. Предприятия должны иметь схемы водопроводной сети и канализации и предъявлять их по требованию контролирующих организаций.
В силу пункта 4.6 Правил в„– 4261-87 количество резервуаров для хранения воды на производственные нужды должно быть не менее двух, при этом в каждом резервуаре должен храниться половинный объем от суточного потребления воды с учетом возможности профилактического ремонта. Обмен воды в резервуарах должен обеспечиваться в срок не более 48 ч. Для возможности осмотра и очистки их предусматривают люки, скаты и лестницы.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установили, что водопроводный ввод, находится в отделении сортировки, фасовки и упаковки, представляет собой трубу с водосчетчиком, находится не в изолированном закрывающемся помещении, краны для отбора проб, трапы для стока, обратные клапаны отсутствуют, резервуары для хранения воды в убойном пункте также отсутствуют.
Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
В связи с этим суды посчитали правомерными пункты 1 и 2 предписания.
Податель жалобы считает, что требования пунктов 4.3 и 4.6 Правил в„– 4261-87 о необходимости иметь оборудованный водопроводный ввод в изолированном помещении и не менее двух резервуаров воды установлено для предприятия в целом, а не для каждой из шести зон этого предприятия.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил в„– 4261-87 указанные Правила распространяются не только на предприятия, но и цехи переработки птицы и производства яйцепродуктов.
В данном случае на территории птицефабрики расположен и функционирует убойный пункт (убойный цех).
Таким образом, как правильно указали суды, положения Правил в„– 4261-87 в равной мере распространяются как на предприятие в целом, так и на убойный пункт (убойный цех) в частности, в связи с чем Предприятие несет ответственность за то, чтобы убойный цех, как цех переработки птицы, был оборудован в соответствии с Правилами и в нем были установлены водопроводный ввод и два резервуара для хранения воды.
Согласно пункту 2.6 Правил в„– 4261-87 при въезде и выезде с территории птицеперерабатывающего предприятия для обеззараживания ходовой части транспорта устраивают дезбарьер в грунте дороги из сплошного бетона или асфальта. Общая длина - не менее 12 м, длина основания (дна) - 9 м, ширина - 3 м, глубина - 40 см.
В силу пункта 2.7 Правил в„– 4261-87 сырье на территорию предприятия должно поступать без встречных потоков с вывозом готовой продукции, отходов, вспомогательных материалов.
Пунктом 2.2 Правил в„– 104 предусмотрено, что при размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны соблюдать следующие требования: для сети внутрихозяйственных дорог, проездов и технологических площадок применяют твердые покрытия. Исключается пересечение дорог, используемых для вывоза или выноса помета, отходов инкубации, павшей птицы, отходов убоя, подлежащих утилизации, и других отходов, и дорог, используемых для подвоза кормов, транспортировки яиц, цыплят, мяса птицы и мясопродуктов. Оба типа дорог должны иметь различимую маркировку или обозначения. При въездах на территорию обособленных подразделений организаций, осуществляющих выращивание или разведение птицы, располагаются дезинфекционные барьеры для автотранспорта и пешеходов.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил в„– 104 размещению ветеринарных объектов в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, предъявляют следующие требования: въездные и выездные дезбарьеры с обеспечением возможности подогрева дезраствора в зимнее время (если в данной местности среднезимняя температура ниже -5 град. C) размещают при основном въезде на территорию хозяйства, в зоне размещения инкубатория, в зоне убоя и переработки и на каждой производственной площадке основного производства.
На основании материалов дела суды установили, что в нарушение приведенных выше Правил в цех убоя имеется только одна дорога, по которой осуществляется завоз птицы на убой и вывоз готовой продукции.
При этом доказательств наличия второй дороги, исключающей пересечение двух встречных потоков, Обществом в материалы дела не представлено.
Кроме того, суды указали на отсутствие обозначений (указателей) транспортных потоков. Суды посчитали, что Общество не представило достоверных доказательств, свидетельствующих об обратном.
Податель жалобы исходит из того, что дезбарьер обеспечивает дезинфекцию любого транспортного средства, с любым грузом и въезжающего с любой из дорог как дороги, используемой для завоза птицы на убой, так и дороги, используемой для вывоза готовой продукции. По мнению Общества, на нем не лежит обязанность оборудовать дополнительный дезбарьер для выезда с убойного пункта.
Кассационная инстанция не принимает данный довод жалобы, поскольку наличие въездных и выездных дезбарьеров связано с требованием законодательства, запрещающего пересечение транспортных потоков, следующих в цех забоя и вывозящих готовую продукцию.
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что на территории при въезде в пункт убоя расположен один дезбарьер. Между тем Ветеринарными правилами установлен запрет на пересечение транспортных потоков, следующих в цех забоя и вывозящих готовую продукцию.
В связи с этим суды, приняв во внимание также решение Приморского районного суда Архангельской области от 22.12.2015 по делу в„– 12-158/2015, пришли к правильному выводу о том, что пункты 3, 4 и 5 оспариваемого Предписания являются обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по делу в„– А26-11889/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Уемская" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------