Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.09.2016 N Ф07-7789/2016 по делу N А13-10650/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Обществу доначислен налог на имущество в связи с неправомерным применением налоговой льготы в отношении объекта основных средств "газовая котельная".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорное имущество не относится к линиям передачи тепловой энергии и, соответственно, сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, освобождаемым от налогообложения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу в„– А13-10650/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Мунтян Л.Б., при участии от акционерного общества "Северсталь Дистрибуция" Вихревой И.Г. (доверенность от 16.03.2015 в„– Дов/СД-15-0000131), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 12 по Вологодской области Михасик Ю.В. (доверенность от 28.12.2015 в„– 04-28), Бурмистровой В.В. (доверенность от 28.12.2015 в„– 04-28), Васильевой П.П. (доверенность от 23.09.2016 в„– 04-28/ДС/76), рассмотрев 26.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.03.2016 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу в„– А13-10650/2015,

установил:

Акционерное общество "Северсталь Дистрибуция", место нахождения: 162603, Вологодская обл., г. Череповец, Судостроительная ул., д. 17, ОГРН 1023501238837, ИНН 3528015184 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 12 по Вологодской области, место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 4Б, ОГРН 1043500289898, ИНН 3528014818 (далее - Инспекция), от 31.03.2015 в„– 28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.06.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 в„– 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Постановление в„– 504), а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.03.2016 и постановление от 07.06.2016 и принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 17.06.2014 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее - налог на имущество) за 2012 год Инспекция составила акт 01.10.2014 в„– 12-32/12137 и приняла решение от 31.03.2015 в„– 28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 419 483 руб. налога на имущество за 2012 год и рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 11.06.2015 в„– 07-09/06043@ оставило без удовлетворения жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Общества - отклонению.
Основанием для принятия оспариваемого налогоплательщиком решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом в 2012 году предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ льготы по налогу на имущество в отношении объекта основных средств "газовая котельная", поскольку, по мнению Инспекции, указанный объект не относится к линии энергопередачи и не может быть квалифицирован в качестве сооружения, являющегося его неотъемлемой частью, и освобождаемого от налогообложения в силу названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в проверяемый период.
На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 названного Кодекса.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением в„– 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень).
Суды признали обоснованным применение Обществом льготы в отношении спорного объекта, указав, что газовая котельная является источником теплоснабжения, обеспечивающим теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергией, которая передается по тепловым сетям, следовательно, котельная относится к линиям энергопередачи по доставке тепловой энергии по тепловым сетям к потребителям. Более того, согласно представленному Обществом плану-схеме тепловой сети котельная является частью действующей тепловой сети, а заявитель оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению нежилых помещений, принадлежащих третьим лицам.
Вывод судов о том, что поскольку котельная, как источник тепловой энергии, осуществляющий ее выработку, и тепловые сети, посредством которых передается выработанная тепловая энергия потребителям, являются частями единой системы теплоснабжения, поэтому спорный объект "газовая котельная" в силу пункта 11 статьи 381 НК РФ подлежит освобождению от налогообложения, кассационная инстанция считает ошибочным.
Налоговая льгота может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Право на спорную налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налогоплательщиком заявлена льгота согласно разделу Перечня "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью".
В указанном разделе поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
Таким образом, в настоящем деле обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом), относящимся в соответствии с Перечнем к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии (тепла).
Как усматривается из положений пунктов 3 - 5 и 14 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", к системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединенных тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В силу положений СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24.06.2003 в„– 110, система централизованного теплоснабжения - это система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяженности наружных теплопроводов) и потребителей теплоты. Под тепловыми сетями (со всеми сопутствующими конструкциями) понимаются устройства от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) тепловых пунктов (узлов вводов) зданий и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °С и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °С и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара. В состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что к линиям энергопередачи относятся устройства передачи тепловой энергии от источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" по коду ОКОФ 11 4521012 "здания электрических и тепловых сетей" поименованы инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т.д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, объект "газовая котельная" в инвентарном учете имеет код ОКОФ 11 4521127, который в Перечне, утвержденном Постановлением в„– 504, отсутствует и, соответственно, не льготируется.
Судами необоснованно приняты во внимание доводы Общества о том, что указанный код входит в интервал кодов видов, относящихся к подклассу 11 4521012 "здания электрических и тепловых сетей", который приведен в Перечне; и о том, что в письме Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2015 в„– 51-1-22/2013 указано, что газовая котельная является источником теплоснабжения и неотъемлемой частью линий энергопередач по доставке тепловой энергии.
Представленная налогоплательщиком схема-план тепловой сети, которая, как отметили суды, свидетельствует о том, что котельная является частью действующей тепловой сети, подтверждает лишь участие спорного объекта в едином цикле производства энергии, то есть принадлежность его к технологической части производства, а не передаче.
Поскольку спорное имущество не относится к линиям передачи тепловой энергии и, соответственно, сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для подтверждения обоснованности применения налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применены нормы материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене и суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.03.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу в„– А13-10650/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных акционерным обществом "Северсталь Дистрибуция" требований отказать.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Ю.А.РОДИН
Л.Б.МУНТЯН


------------------------------------------------------------------