Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2016 N Ф07-5964/2016 по делу N А42-5220/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выплате субсидии на продукцию животноводства.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что включение филиала общества, зарегистрированного в Чеченской Республике, в перечень получателей субсидий будет являться нарушением регионального законодательства о развитии сельского хозяйства в субъекте РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент обращения за получением субсидии общество не соответствовало требованиям, предъявляемым региональным законодательством к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. по делу в„– А42-5220/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С. и Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" директора Бондаренко М.В. (протокол от 10.03.2015 в„– 1/1), от Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Поршневой Е.И. (доверенность от 03.08.2016 в„– 7), рассмотрев 20.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2015 (судья Зыкина Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Шестакова М.А., Сотов И.В., Черемошкина В.В.) по делу в„– А42-5220/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Полярная звезда", место нахождения: Чеченская Республика, Гудермесский район, город Гудермес, проспект А.Кадырова, дом 38, помещение 10, этаж 14, ИНН 5105096073, ОГРН 1135105000469 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области (далее - Комитет), в выплате субсидии Обществу, выраженного в письме от 19.05.2015 в„– 924-02/971-ВС и возложении обязанности выплатить ему задолженность по соответствующей субсидии на продукцию животноводства. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению Общества судами неверно истолкована норма пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 20.04.2009 в„– 1082-01-ЗМО "О развитии сельского хозяйства в Мурманской области" (далее - Закон в„– 1082-01-ЗМО). Заявитель полагает, что под "регистрацией" в указанной норме подразумевается не "государственная регистрация юридического лица по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (пункт 2 статьи 51 ГК РФ)", а регистрация в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя по месту осуществления производственной деятельности. Кроме того Общество считает, что судами не применены часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании постановления Правительства Мурманской области от 12.04.2016 в„– 155-пп "О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области" Комитет реорганизован в форме присоединения к Министерству рыбного и сельского хозяйства Мурманской области (далее - Министерство). В единый государственный реестр юридических лиц 08.08.2016 внесена соответствующая запись о прекращении деятельности Комитета.
Комитет в порядке статьи 48 АПК РФ заменен Министерством.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Общество зарегистрировано 17.05.2013 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1135105000469 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы в„– 7 по Мурманской области. В единый государственный реестр юридических лиц 03.04.2015 внесена запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица - Общество зарегистрировано в Чеченской республике (Гудермесский район, город Гудермес, проспект А.Кадырова, дом 38, помещение 10, 14 этаж). Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 7 по Мурманской области 06.04.2015 уведомила Общество о постановке его на учет Российской Федерации в налоговом органе по месту учета филиала - обособленного подразделения в н.п. Междуречье Кольского района.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 27.06.2014 Обществу выдано свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре, как племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота голштинской породы.
Между Комитетом и Обществом 12.03.2015 заключен Договор, предметом которого является осуществление государственной поддержки путем предоставления субсидий на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области в соответствии с Государственной программой Мурманской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 в„– 563-ПП и в соответствии с "Правилами предоставления субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство", утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 05.03.2015 в„– 68-ПП (далее - Правила).
Согласно пункту 1.2 Договора Комитет направляет Обществу денежные средства, выделяемые из областного бюджета на оказание финансовой поддержки в форме субсидий по направлениям, предусмотренным Правилами.
Общество использует субсидии в порядке и на условиях, установленных Правилами (пункт 1.3 Договора).
Для получения субсидии в 2015 году, Общество в срок до 15.03.2015 представляет в Комитет заявление с указанием объемов по видам продукции, предлагаемых заявителем к субсидированию, необходимые документы.
Письмом от 13.05.2015 в„– 389 Общество направило бухгалтерскую отчетность для получения субсидий на продукцию животноводства за апрель 2015 года.
Комитет письмом от 19.05.2015 в„– 24-02/971-ВС фактически отказал в выплате Обществу субсидий, указав, что включение филиала Общества, расположенного в н.п. Междуречье, зарегистрированного в Чеченской республике, в перечень получателей субсидий на продукцию животноводства в 2015 году будет являться нарушением пункта 1 статьи 2 Закона в„– 1082-01-ЗМО.
Общество оспорило данный отказ в арбитражный суд.
Суды отказывая в удовлетворении заявления правомерно руководствовались следующим.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон в„– 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Правовые основы реализации региональной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства Мурманской области как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения Мурманской области сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей и содействия устойчивому развитию сельских территорий Мурманской области установлены Законом в„– 1082-01-ЗМО.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 5 данного Закона государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства Мурманской области осуществляется путем предоставления, в том числе субсидий из областного бюджета на продукцию животноводства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона от 20.04.2009 в„– 1082-01-ЗМО к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Мурманской области, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Таким образом, как правильно указали суды, региональный законодатель сузил понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, по сравнению с федеральным законодательством (часть 1 статьи 3 Закона в„– 264-ФЗ) в пределах предоставленных субъекту полномочий по данному предмету ведения.
Определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения целей развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта, а принятие ими нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижении устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию производства, является прерогативой таких органов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2010 по делу в„– 34-Г10-15).
Судами установлено, что на момент обращения за получением спорной субсидии, финансируемой из бюджета Мурманской области, Общество не соответствовало требованиям, предъявляемым Законом в„– 1082-01-ЗМО к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли отказ Комитета правомерным и отказали в удовлетворении заявления.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу в„– А42-5220/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------