Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2016 N Ф07-7577/2016 по делу N А56-81780/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в заключении договора аренды лесного участка для разработки месторождения строительного камня и об обязании заключить договор.
Обстоятельства: Общество ссылается на нарушение своих прав.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку к участию в деле не привлечено Правительство субъекта РФ как лица, обладающего полномочиями на издание распоряжения о предоставлении лесных участков по договору аренды без аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. по делу в„– А56-81780/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Асмыковича А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ириновское" Фисенко М.А. (доверенность от 26.05.2016), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевской Н.Л. (доверенность от 01.06.2016), рассмотрев 19.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2016 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 (судьи Барканова Я.В., Колосова Ж.В., Тимухина И.А.) по делу в„– А56-81780/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ириновское" (место нахождения: 188800, Ленинградская область, город Выборг, ул. Кривоносова д. 13, оф. 113, ИНН 4704095503, ОГРН 1144704001430; далее - Общество, ООО "Ириновское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, дом 4, ОГРН 1077847192609, далее - Комитет), изложенного в письме от 23.10.2015 в„– krp-01-11046/15-0-1, и обязании заключить договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., МО Выборгский р-н, Северо-Западное лесничество, Дымовское участковое лесничество, квартал 92, на срок до 31.12.2024.
Решением от 03.02.2016 заявление удовлетворено, суд признал незаконным решение Комитета, изложенное в письме от 23.10.2015 в„– kpr-01-11046/15-0-1 об отказе в заключении с Обществом договора аренды лесного участка. Также суд обязал Комитет заключить с ООО "Ириновское" договор аренды лесного участка с целью геологического изучения, разведки и добычи граносиенитов на блочный и строительный камень на участке недр "Ириновское", расположенном в Ленинградской области, МО Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Дымовское участковое лесничество, квартал 92 (выделы 11, 14, 15,16,17 части выделов 5, 7, 12, 13, 18, 19, 45), по форме, установленной Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 в„– 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка".
Не согласившись с названным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение от 03.02.2016 изменено, из резолютивной части решения исключено указание на Приказ Рослесхоза от 26.07.2011 в„– 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок), и Формы примерного договора аренды лесного участка".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований Общества.По мнению подателя жалобы, судами не учтены требования нормативного правового акта - Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 13.07.2014 в„– 341 (далее - Положение). Согласно пункту 3.2 названного Положения, в данном случае Комитет осуществляет подготовку проектов распоряжения Правительства Ленинградской области, соответственно само распоряжение издается непосредственно Правительством.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Правительство Ленинградской области не было привлечено к участию в деле, податель жалобы считает, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Комитет также указывает в жалобе на то, что в заявлении о предоставлении участка в аренду отсутствует конкретное местоположение испрашиваемого земельного участка, а также обоснование цели, вида и срока использования участка лесного фонда, а суды не дали оценки данным обстоятельствам.
В судебном заседании представитель Комитета доводы жалобы поддержал, а представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, по основаниям, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела 15.09.2014 Обществу выдана лицензия ЛОД 47179 ТЭ на право пользования участком недр с целью геологического изучения, разведки и добычи граносиенитов на блочный и строительный камень на участке недр "Ириновское", расположенном в Выборгском районе Ленинградской области, сроком по 31.12.2024.
Общество 20.10.2015 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 37,4 га для разработки месторождения строительного камня (граносиенитов).
К заявлению приложены копия лицензии ЛОД 47179 ТЭ и копия проектной документации лесного участка от 14.08.2015.
Письмом от 23.10.2015 в„– krp-01-11046/15-0-1 Комитет сообщил заявителю об отказе в предоставлении в аренду лесного участка на основании пункта 21 и подпункта "б" пункта 23 Порядка ввиду несоответствия заявления указанным в письме требованиям и отсутствия документов, подтверждающих полномочия генерального директора, действующего от имени ООО "Ириновское".
Посчитав, что отказ в заключении договора аренды является необоснованным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования. Судом апелляционной инстанции изменено решение суда первой инстанции в части исключения указания на приказ Рослесхоза от 26.07.2011 в„– 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" ввиду того, что на момент вынесения решения судом первой инстанции Порядок был признан утратившим силу на основании приказа Рослесхоза от 11.11.2015 в„– 409 "О признании утратившими силу приказа и отдельных положений приказов Федерального агентства лесного хозяйства".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 43, части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В силу частей 3 и 4 статьи 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 названного Кодекса. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса.
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 в„– 319 утвержден "Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действовавший в спорный период.
В случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - арендодатель) (пункт 18 Порядка).
Согласно пункту 20 Порядка в заявлении указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты; б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду; в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
В силу пункта 21 Порядка к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя). Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов); сведения о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Как установлено в пункте 23 Порядка, заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Письмом от 23.10.2015 в„– krp-01-11046/15-0-1 Комитет сообщил заявителю об отказе в предоставлении в аренду лесного участка на основании пункта 21 и подпункта "б" пункта 23 Порядка ввиду несоответствия заявления указанным в письме требованиям и отсутствия документов, подтверждающих полномочия генерального директора, действующего от имени ООО "Ириновское".
Указав, что в порядке межведомственного взаимодействия выписка из ЕГРЮЛ была получена Комитетом, а в распоряжении Комитета имелась лицензия ЛОД 47179 ТЭ на право пользования участком недр, содержащая указание на местоположение участка, суды пришли к выводу о неправомерности отказа в заключении договора.
В качестве способа восстановления нарушенного права суды обязали Комитет заключить с Обществом договор аренды лесного участка.
Между тем судами не учтено следующее.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области действует на основании Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 в„– 341, являясь отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области.
Как установлено пунктом 3.2 названного Положения, Комитет заключает договоры аренды лесных участков, находящихся как в федеральной собственности, так и в собственности Ленинградской области.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с абзацем 20 пункта 3.2 в случае предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (без аукциона), безвозмездное срочное пользование к полномочиям Комитета отнесена подготовка проекта распоряжений Правительства Ленинградской области о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (без аукциона), безвозмездное срочное пользование.
Таким образом, в перечисленных случаях (предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренда (без аукциона), безвозмездное срочное пользование) предоставление лесных участков осуществляется на основании соответствующего распоряжения Правительства Ленинградской области.
Между тем суды не привлекли к участию в деле Правительство Ленинградской области как лица, обладающего полномочиями на издание распоряжения о предоставлении лесных участков по договору аренды без аукциона.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение и постановление подлежат отмене как вынесенные с нарушениями требований пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, привлечь к участию в деле Правительство Ленинградской области, дать надлежащую правовую оценку по правилам статьи 71 АПК РФ всем доводам сторон, и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по делу в„– А56-81780/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.В.АСМЫКОВИЧ


------------------------------------------------------------------