Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.09.2016 N Ф07-6569/2016 по делу N А26-8235/2015
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: Администрации предписано устранить нарушения, выразившиеся в отсутствии в направленном в инспекцию письме о доведении до собственников жилых домов, подлежащих сносу, информации о представлении необходимых документов. Администрация ссылается на то, что предписание подлежит выполнению межведомственной комиссией.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вопросы признания домов подлежащими сносу относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу в„– А26-8235/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Асмыковича А.В., рассмотрев 19.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Суоярвского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 (судья Ильющенко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 (судьи Лопато И.Б., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу в„– А26-8235/2015,

установил:

Администрации Суоярвского городского поселения, место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6, ОГРН 1051002321094, ИНН 1016010743 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Инспекция), от 15.07.2015 в„– 580.
Решением от 11.02.2016 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 25.04.2016 апелляционный суд оставил решение от 11.02.2016 без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.09.2016 на основании абзаца второго части 5 статьи 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 19.09.2016 на 16 час. 30 мин.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение поручения заместителя Главы Республики Карелия по развитию инфраструктуры о рассмотрении обращений граждан Суоярвского городского поселения о ненадлежащем состоянии жилых домов приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 в„– 161 образована комиссия в составе представителей указанного Министерства, Инспекции, Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления, администрации.
Заместителем Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия утвержден план организационных мероприятий по решению вопросов, содержащихся в обращениях жителей Суоярвского городского поселения, предусматривающий, в том числе в срок до 01.04.2015 проведение оценки соответствия жилых помещений многоквартирных домов требованиям, установленным разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 в„– 47 (далее - Положение в„– 47), в срок до 01.09.2017 - обеспечение переселения граждан из аварийных домов. Ответственной за проведение данных мероприятий определена Администрация.
В период с 24.11.2014 по 27.11.2014 Комиссия провела осмотр многоквартирных домов на территории Суоярвского городского поселения, по результатам которого составила акт.
Инспекция в адрес Администрации направила заключения от 17.02.2015 в„– 3, от 27.03.2015 в„– 5-17 о несоответствии жилых домов установленным требованиям для их оценки в соответствии с порядком, установленным Положением в„– 47, и принятия соответствующего решения.
Письмом от 06.07.2015 в„– 1002 Администрация сообщила Инспекции, что на основании заключений о несоответствии жилых домов установленным требованиям, жителям домов будет направлено уведомление о представлении документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Инспекцией составлена справка-отчет от 15.07.2015 в„– 176 по результатам исследования документов по вопросу признания жилых домов в городе Суоярви аварийными и подлежащими сносу, согласно которой в письме Администрации от 06.07.2015 в„– 1002 отсутствует информация о доведении до собственников жилых домов информации о необходимости представления соответствующих документов.
По результатам рассмотрения указанной справки Инспекция вынесла предписание от 15.07.2015 в„– 580 о нарушении Администрацией пункта 45(1) Положения в„– 47, которым предписала Администрации в течение 10 дней с даты получения предписания предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения в„– 47.
Администрация оспорила данное предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением в„– 47 устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
При этом действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения в„– 47).
Согласно пункту 7 Положения в„– 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
В силу пункта 8 Положения в„– 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Постановлением администрации Суоярвского городского поселения от 29.05.2014 в„– 107а создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Суоярвского городского поселения.
Согласно пункту 42 Положения в„– 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктами 44 - 47 Положения в„– 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятия решения по результатам работы комиссии.
В пункте 45 Положения в„– 47 определен перечень документов, представляемых в комиссию по месту нахождения жилого помещения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.
Пунктом 45(1) Положения в„– 47 предусмотрено, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Указанный порядок также предусмотрен пунктами 2.3, 2.4, 2.6.1, 2.6.2 административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Администрации от 10.12.2013 в„– 200 (далее - Административный регламент).
Суды установили, что Инспекция, выступая заявителем, направила в Администрацию заключения о необходимости проведения процедуры, предусмотренной пунктами 44 - 47 Положения в„– 47. Следовательно, для оценки соответствия помещений установленным Положением в„– 47 требованиям комиссия должна предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения в„– 47 и пункте 2.6.1 Административного регламента.
Податель жалобы считает, что не Администрация, а Комиссия является уполномоченным лицом на выполнение предписания.
Между тем межведомственная комиссия создана постановлением Администрации от 29.05.2014 в„– 107а на основании пункта 7 Положения в„– 47 только для осуществления оценки жилых помещений на соответствие требованиям, установленным данным Положением.
Суды правомерно исходят из того, что поскольку вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции органов местного самоуправления, то предписание является законным, выданным надлежащему лицу.
Администрацией не представлено надлежащих доказательств нарушения данным ненормативным правовым актом его прав и законных интересов.
Податель жалобы отмечает, что Инспекция при проведении проверки нарушила требования Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон в„– 294-ФЗ).
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, проверка в смысле, придаваемом пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 294-ФЗ, Инспекцией не проводилась.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Нарушение, послужившее основанием для выдачи оспариваемого предписания, выявлено Инспекцией в результате работы в составе межведомственной комиссии, созданной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 в„– 161, и анализа документов, имеющихся в распоряжении Инспекции. В данном случае взаимодействие Инспекции и Администрации не возникло и при проведении контрольных мероприятий на заявителя не возлагалась обязанность по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции.
Учитывая изложенное, суды правомерно отказали в признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 15.07.2015 в„– 580.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу в„– А26-8235/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Суоярвского городского поселения - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.В.АСМЫКОВИЧ


------------------------------------------------------------------