Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2016 N Ф07-6635/2016 по делу N А21-11180/2014
Требование: О признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
Обстоятельства: МУП, признанное банкротом, ссылается на то, что на протяжении его деятельности за ним на праве хозяйственного ведения закреплялось недвижимое имущество, однако права на это имущество не регистрировались и оно не может быть включено в конкурсную массу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия либо его правопредшественника в отношении переданных ему объектов недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу в„– А21-11180/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В., при участии от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Краснознаменска Калининградской области конкурсного управляющего Бурмистрова Б.В. (определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2014 по делу в„– А21-8758/2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Краснознаменска Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2015 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Колосова Ж.В.) по делу в„– А21-11180/2014,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Краснознаменска Калининградской области, место нахождения: 238730, Калининградская обл., г. Краснознаменск, Калининградская ул., д. 92, ОГРН 1023901956748, ИНН 3919000281 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования "Краснознаменское городское поселение", место нахождения: 238730, Калининградская обл., г. Краснознаменск, Калининградская ул., д. 62, ОГРН 1093914000620, ИНН 3919006100 (далее - Администрация поселения), о признании права хозяйственного ведения Предприятия на восемнадцать объектов недвижимого имущества нежилого назначения, поименованных в исковом заявлении (с учетом уточнения требований), а также права собственности на квартиры по адресам, указанным в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район", место нахождения: 238730, Калининградская обл., г. Краснознаменск, Калининградская ул., д. 56, ОГРН 1023901956209, ИНН 3919000490 (далее - Администрация района).
Решением от 09.12.2015 прекращено производство по делу в части требований о признании права собственности на жилые помещения в связи с отказом Предприятия от иска в данной части; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 данное решение оставлено без изменения.
Предприятие в кассационной жалобе, ссылаясь на противоречие выводов судов нормам материального права, просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, суды неправомерно отказали в признании права хозяйственного ведения Предприятия на плотину и очистные сооружения, которые были переданы в хозяйственное ведение истца до 1998 года, поскольку право на данное имущество возникло до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и является действительным независимо от его государственной регистрации, а социальная значимость данных объектов и их реконструкция за счет бюджетов различных уровней не влияют на разрешение вопроса о праве истца на эти объекты; социальная значимость объектов не является основанием для исключения их из конкурсной массы должника и изъятия из оборота.
В судебном заседании конкурсный управляющий Предприятия поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
В настоящее время в соответствии с Законом Калининградской области от 27.04.2015 в„– 419 вместо Администрации поселения и Администрации района создана администрация муниципального образования "Краснознаменский городской округ", место нахождения: 238730, Калининградская обл., Краснознаменский р-н, г. Краснознаменск, Калининградская ул., д. 56, ОГРН 1023901956209, ИНН 3919000490 (далее - Администрация округа).
Ответчик и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Краснознаменского районного Совета народных депутатов Калининградской области от 28.11.91 создано муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Краснознаменска (далее - Предприятие ЖКХ), зарегистрированное 12.12.91.
Постановлением администрации Краснознаменского района от 19.06.2003 в„– 407 Предприятие ЖКХ переименовано в Предприятие, утверждена новая редакция его устава, согласно которой учредителем Предприятия является администрация Краснознаменского района Калининградской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 15.10.2009 в реестр внесены сведения об Администрации поселения как учредителе Предприятия.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.09.2010 в„– 752 утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования "Краснознаменский муниципальный район" в муниципальную собственность муниципального образования "Краснознаменское городское поселение", в который включены спорные объекты.
На основании данного постановления по передаточному (разделительному) акту от 23.09.2010 Администрация района передала Администрации поселения объекты недвижимого имущества, в том числе спорные, которые включены в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования "Краснознаменское городское поселение".
В материалах дела имеются срочные договоры, которые заключались с органами местного самоуправления Краснознаменского района и Краснознаменского городского поселения, о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Предприятием ЖКХ и Предприятием. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия либо его правопредшественника в отношении переданных ему объектов недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2013 по делу в„– А21-8758/2012 Предприятие признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден Дягилев Филипп Михайлович. Определением от 28.02.2014 по тому же делу конкурсным управляющим утвержден Бурмистров Борис Владимирович.
Предприятие, ссылаясь на то, что на протяжении его деятельности за ним на праве хозяйственного ведения закреплялось недвижимое имущество, однако права на это имущество не регистрировались, вследствие чего данное имущество не может быть включено в конкурсную массу должника, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу статей 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Суды, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом оценив представленные в дело доказательства в отношении каждого из заявленных истцом объектов, установив, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации права хозяйственного ведения Предприятия в отношении закрепленного за ним муниципальным собственником имущества не вносились, доказательства обращения Предприятия в регистрирующий орган за такой регистрацией, равно как и доказательства передачи спорных объектов в хозяйственное ведение истца до введения в действие Закона о государственной регистрации не представлены, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Представленные истцом документы, относящиеся к периоду до 1998 года, свидетельствуют о передаче правопредшественнику Предприятия различных объектов на баланс и не подтверждают возникновение вещных прав в отношении переданного имущества. Договоры о закреплении муниципального имущества за Предприятием на праве хозяйственного ведения заключались муниципальными органами после вступления в силу Закона о государственной регистрации, имели срочный характер, права Предприятия на основании данных договоров и распорядительных актов органов местного самоуправления не регистрировались.
Что касается плотины и очистных сооружений, в отношении которых содержатся доводы в кассационной жалобе, то суды, проанализировав представленные участвующими в деле лицами документы, установили следующее. Указанные объекты были переданы постановлениями администрации Краснознаменского района на баланс Предприятия ЖКХ в 1996 и 1994 годах соответственно. В 2006 году за счет средств федерального и областного бюджета была проведена реконструкция плотины, по окончании которой заказчику-застройщику - государственному казенному учреждению Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" - выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Объем затраченных на реконструкцию средств составил 126 894 143 руб. 84 коп. В 2010 - 2012 годах за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования муниципальным образованием "Краснознаменский муниципальный район" проведена реконструкция очистных сооружений, по окончании которой также выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Стоимость строительства составила 25 854 750 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели оснований для признания объектов, созданных в результате реконструкции за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников, принадлежащими Предприятию на праве хозяйственного ведения и подлежащими включению в конкурсную массу должника.
Таким образом, поскольку Предприятие не представило надлежащие доказательства возникновения у него права хозяйственного ведения в отношении перечисленного в исковом заявлении имущества, суды обоснованно отказали в иске.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов, основаны на ошибочном толковании истцом положений гражданского законодательства об основаниях и порядке возникновения, а также оформления прав на недвижимое имущество.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу в„– А21-11180/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Краснознаменска Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН


------------------------------------------------------------------